Санкция это в праве

Примечания

  1. Например:

    • Василенко В. А. Международно-правовые санкции. — Киев: «Вища школа», 1982. — С. 229.;
    • Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН. Международно-правовой аспект. — М.: Изд-во Иркутского ун-та, 1992. — C. 149.
  2. Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве. Диссертация док. юрид. наук. — М., 1998. — C. 378
  3. Ежегодник Комиссии международного права. — Нью-Йорк: ООН, 1979. — Т 2. — Ч. 2.
  4. Менжинский В. И. Проблема международной ответственности (в свете советской концепции международного права). Автореф. канд. дис. — М., 1951. — С. 11
  5. Тункин Г. И. Вопросы теории международного права. — М., 1962. — С. 299
  6. Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. — М., 1975. — С. 61
  7. Лукашук И. И. Кодификация права международной ответственности. // Московский журнал международного права. — 2002 г. — № 3. — С. 8

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы конституционного, гражданского, жилищного, семейного, налогового, трудового, административного, уголовного права, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают, какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

Административно-правовые санкции

Ни одна страна не охватывает абсолютно все сферы деятельности. Это вызывает взаимную зависимость между государствами. В одной стране больше развивается наука, в другой – высокие технологии, в третьей – сельское хозяйство, в четвертой – добыча ресурсов и т. д.

Виды санкций и диспозиций в современном уголовном праве

Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные. Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК — «Похищение человека», статья 261 УК — «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК — «Утрата военного имущества».

— континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка); Юрисдикция аналогичная той, что в искл. Экономической зоне.

Относительно определенной санкцией устанавливается наказание с определенными высшими и низшими пределами его назначения. К примеру, в 1 час 105 статьи Уголовного кодекса РФ за убийство предусматривается такое наказание, как лишение свободы на срок от 6 до 15 лет (ограничивая свободу на срок до 2 лет либо без ее ограничения).

Абсолютные виды санкций

очень много норм с бланкетной диспозицией, в особенности в главах о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических преступлениях, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Порядок наказания за каждое преступление определяется Уголовным Кодексом. Наказание может вступить в силу только после решения суда. На суде определяется степень вины подозреваемого и строгость наказания (если подсудимый будет признан виновным).

Внутренний социальный контроль

Если социальный контроль слишком сильный и мелочный, это может привести к негативным результатам. Индивид может потерять контроль над собственным поведением, самостоятельность, инициативу

Поэтому очень важно наличие у человека внутреннего социального контроля, или самоконтроля. Человек сам согласует свое поведение с принятыми нормами

Механизмы этого контроля – чувство вины и совесть.

Источники

  • https://gidinform.ru/chto-takoe-sanktsii-prostymi-slovami/
  • https://chto-takoe.net/chto-takoe-sankcii/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sankcii-chto-ehto-takoe-vidy.html
  • https://brobank.ru/chto-takoe-sankcii/
  • https://psychologist.tips/4867-sanktsii-chto-eto-takoe-sut-soderzhanie-vidy.html
  • https://FB.ru/article/275584/sotsialnaya-sanktsiya—eto-chto-takoe-vidyi-primeryi

Виды санкций действующем ук рф

Существует иной вид относительно определенных наказаний — с указанием только максимума наказания. В подобных случаях низший предел наказания определяется минимально возможным размером (пределом) этого наказания, предусмотренным Общей частью УК. Например, такая конструкция относительно определенного наказания определена в ч. 1 ст. 108 УК РФ, устанавливающей ответственность за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. За это преступление предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет или лишение свободы на тот же срок. Следовательно, в соответствии со ст. 53, ч. 2 ст. 56 УК РФ минимальный срок ограничения (лишения) свободы равен 2 месяцам.

5) Кумулятивная, предусматривающая назначение одновременно двух видов наказания: основного и дополнительного. В некоторых случаях применение дополнительного наказания может ставиться в зависимость от усмотрения суда, выносящего решение по делу.

Санкции – основное понятие и подразделение на категории

Для понимания характера и основных категорий диспозиций важно узнать, что такое положенные за нарушения санкции, в каких случаях они задействуются и каким образом. Санкции, применяемые в УП РФ, подразделяются на три категории:

Санкции, применяемые в УП РФ, подразделяются на три категории:

  1. Кумулятивные санкции.
  2. Относительно-определенные.
  3. Санкции альтернативные.

Относительно-определенные выявляются максимумом и минимумом положенного наказания за совершенное преступником нарушение. К примеру, преднамеренное убийство человека будет наказываться заключением до 15-16 лет, а изнасилование — от 4-5 лет пребывания в колонии до пожизненного. За данное преступное действие нередко присуждается отстранение осужденного от трудовой должности на время до 25 лет.

Кумулятивные законные санкции – это дополнительные формы наказания, применяемые к преступнику одновременно с основным. Наибольший и наименьший предел здесь определяется на основании обстоятельств преступного действия и индивидуальных характеристик нарушителя.

Альтернативные санкции – это применение только одной из положенных форм положенного по закону наказания. Например, по ст. 240.1 «Сексуальные услуги от несовершеннолетнего» предусмотрено несколько форм воздействия:

  • Работы исправительного характера — примерно 240 ч.
  • Полное заключение нарушителя на 2 года.
  • Рабочие процессы по принуждению до 3 лет.

Выбирается форма положенного наказания по системе «или-или». Точный объем наказания выносится на судебном разбирательстве.

Виды и классификация уголовных наказаний согласно статье 44 УК РФ

Таблица санкций, которые может предусмотреть законодатель за нарушение закона, должна быть известна всем законопослушным взрослым гражданам, чтобы те смогли четко понимать, что же им грозит за совершение противоправных действий. Краткий перечень санкций можно найти в Уголовном Кодексе.

Все виды наказаний в уголовном праве разделяются на основные и дополнительные. Основные наказания – это санкции, которые предназначены в качестве основной нагрузки в исправлении преступника и осуществления справедливости. Основные виды наказания в уголовном праве перечислены в ч. 1 статьи 45 УК. Особенность основных наказаний в том, что они назначаются всегда. Дополнительные преступления предназначены для дополнения основной санкции, то есть выполняют вспомогательную роль. К их числу относятся наказания, перечисленные в ч. 2 и 3 статьи 45 УК. В отличие от основных, дополнительные санкции указываются не за все преступления, а лишь за некоторые. Система наказаний предусматривает также вид санкций, которые могут выступать, как в качестве основных, так и в качестве вспомогательных. То есть возмездие может существовать самостоятельно, а может и присоединяться к другим видам наказания.

Международные санкции к России

ТÃÂôýþ òÃÂÿþüýøÃÂàúðúþù-ÃÂþ ÿõÃÂøþô øÃÂÃÂþÃÂøø ýðÃÂõù ÃÂÃÂÃÂðýÃÂ, úþóôð ú ýõù ýõ ÿÃÂøüõýÃÂûøÃÂàÃÂðýúÃÂøø üøÃÂþòþóþ ÃÂÃÂþòýÃÂ.

á ýðÃÂðûð ÿÃÂþÃÂûþóþ òõúð ñÃÂûø òòõôõýàÃÂûõôÃÂÃÂÃÂøõ þóÃÂðýøÃÂõýøÃÂ:

  • 1919 â ýð òòþ÷ þÃÂÃÂöøàø÷ ÃÂòÃÂþÿÃÂ.
  • 1925 â ýð ÃÂþÃÂóþòûà÷ð ÷þûþÃÂþ àáááà ø ÿÃÂøýÃÂöôõýøõ ÃÂþÃÂóþòðÃÂà÷ð ÷õÃÂýþ, ûõàø ýõÃÂÃÂÃÂ. íÃÂþ ÃÂÃÂðûþ ÿÃÂøÃÂøýþù óþûþôð.
  • 1932 â ýð øüÿþÃÂàòÃÂõù ÿÃÂþôÃÂúÃÂøø ø÷ áááà ò áèÃÂ.
  • 1948 â ýð ÃÂúÃÂÿþÃÂàòþþÃÂÃÂöõýøàø þñÃÂð÷þòðýøàø÷ áþõôøýõýýÃÂàèÃÂðÃÂþò àÃÂõûÃÂàþñõÃÂÿõÃÂõýøàþÃÂÃÂÃÂðòðýøõ áþòõÃÂÃÂúþóþ áþÃÂ÷ð.
  • 1980 â ñþùúþÃÂøÃÂþòðýøõ ÃÂûøüÿøðôÃÂ, úþÃÂþÃÂðàÿÃÂþòþôøûðÃÂàýð ÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøø ñÃÂòÃÂõóþ áááà.
  • 1983 â ñûþúøÃÂþòúð ðòøðÃÂþþñÃÂõýøàüõöôàáèàø ÃÂþòõÃÂÃÂúøü óþÃÂÃÂôðÃÂÃÂÃÂòþü.
  • 1986 â ÃÂõ÷úþõ ÿðôõýøõ ÃÂõý ýð ýõÃÂÃÂÃÂ, ø ÃÂÃÂþ ñÃÂûþ ÃÂÿÃÂþòþÃÂøÃÂþòðýþ èÃÂðÃÂðüø.
  • 2012 â ÿõÃÂÃÂþýðûÃÂýÃÂõ ÃÂðýúÃÂøø ú ýõúþÃÂþÃÂÃÂü ÃÂøýþòýøúðü.
  • 2014 â ôþ ýðÃÂÃÂþÃÂÃÂõóþ òÃÂõüõýø â òÃÂûõôÃÂÃÂòøõ ÿÃÂøÃÂþõôøýõýøàÃÂÃÂÃÂüð ú àþÃÂÃÂøø ø þÃÂôõûõýøàÃÂÃÂóðýÃÂúþù ø ÃÂþýõÃÂúþù þñûðÃÂÃÂõù þàãúÃÂðøýàñÃÂûø ÿÃÂøüõýõýàÿþûýþüðÃÂÃÂÃÂðñýÃÂõ ÃÂúþýþüøÃÂõÃÂúøõ ø ÃÂþÃÂóþòÃÂõ ÃÂðýúÃÂøø.

áðýúÃÂøþýýÃÂõ üõÃÂàÿþÃÂûõôýõóþ ôõÃÂÃÂÃÂøûõÃÂøàûøÃÂàýõ÷ýðÃÂøÃÂõûÃÂýþ ÿþòûøÃÂûø ýð ÃÂüõýÃÂÃÂõýøõ ÃÂÃÂÃÂ. áþúÃÂðÃÂøÃÂàÿþÃÂõÃÂø ÿþ÷òþûøûþ ÷ðüõÃÂõýøõ øüÿþÃÂÃÂýÃÂàÃÂþòðÃÂþò ÿÃÂþôÃÂúÃÂøõù ÃÂþÃÂÃÂøùÃÂúþóþ ÿÃÂþø÷òþôÃÂÃÂòð.

Дисциплинарно-правовые санкции

Данная система наказаний применяется в корпоративной практике. Согласно трудовому праву нарушения производственной дисциплины принято называть проступком. Термин обозначает невыполнение трудового кодекса или договора, который был заключен между работником и работодателем.

Данный вид санкций в официальных разбирательствах принято именовать дисциплинарными взысканиями. К основным из них можно отнести:

  • замечания;
  • выговоры;
  • лишение премии;
  • увольнение в связи с возникновением законных на то обстоятельств.

Согласно ТК РФ применение дисциплинарно-правовых санкций должно быть соразмерно тяжести совершенного работником проступка. Если согласно действующим нормативно-правовым актам за определенное деяние предусмотрен выговор или замечание, но не более, работника не имеют право уволить. В противном случае работодатель сам подвергнется административному наказанию.

Собственники частных компаний имеют право самостоятельно разрабатывать для своей организации систему взысканий и поощрений. Однако при этом она не должна противоречить действующим нормам Трудового Кодекса и не нарушать права человека.

Отличие санкций от ответственности

В международно-правовой доктрине санкции нередко отождествляют с формами ответственности. В наиболее развернутом виде такая позиция нашла отражение в исследованиях В. И. Менжинского, Г. И. Тункина, Ю. М. Колосова. В последнее время в научной среде на первый план выходит теория о самостоятельности института санкций. Как отмечает профессор И. И. Лукашук, «принуждение, будь то контрмеры или санкции, является самостоятельным институтом, который связан с ответственностью, но ему присущи другие характеристики».

Особенность санкций заключается в том, что в случае согласия государства-правонарушителя добровольно выполнить все обязанности, вытекающие из правоотношений ответственности, такое государство освобождается от введения будущего санкционного режима. Отказ же от исполнения этих обязанностей или нежелание прекратить правонарушение, которое длится, дает правовое основание для применения санкций.

Основные виды санкций в уголовном праве: альтернативная и относительно определенная

Наказания за конкретные преступления могут рассматривать все условия и причины нарушения закона. Такие виды санкций в уголовном праве, как относительно-определенные, предусматривают конкретный вид наказания и определяют либо его минимальную и максимальную границы, либо какую-то одну из них. Исходя из этого принципа, данные санкции, в свою очередь, можно подразделить на:

  • Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
  • Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания. Например, положениями, зафиксированными в ч. 1 ст. 105 УК, предполагается применение к виновному субъекту такой меры, как лишение свободы на срок в диапазоне от шести до пятнадцати лет.

Другие виды санкций (альтернативные) устанавливают возможность применения за совершение деликта двух и более разновидностей наказания, что позволяет судебному органу в каждом конкретном случае, сообразуясь с особенностями деликта и личности виновного субъекта, назначить наказание максимально соответствующее степени и характеру содеянного. Например, положениями, содержащимися в ч.1 ст. 213 УК, предусматривается применение к виновному субъекту либо штрафа, либо исправработ, либо лишения свободы.

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  3. Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.
  4. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.
  5. Микросистемность. Норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Формальные и неформальные социальные санкции

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.

Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.

Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.

Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.

В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Международно-правовые санкции

В представлении большинства людей слово «санкции» имеет международно-правовое значение. Термин обрел популярность в народных массах после того, как в марте 2014 года в состав Российской Федерации вошла республика Крым.

Международное сообщество посчитало, что Крым был присоединен к России насильственным способом, и отказалось принять законность этого действия, равно как и проведенного по всем международным правилам референдума (народного голосования). Это послужило поводом для применения к РФ ряда экономических санкций, к которым присоединились большинство развитых стран мира.

Согласно международному праву экономические санкции – это система мер запретительного характера, которая имеет своей основной целью блокировать выход того или иного государства на определенные части мирового рынка. Другими словами – это разновидность экономической блокады страны, со стороны одного или нескольких государств, которые ведут активную внешнюю политику и считают те или иные действия первой страны незаконными.

Международно-правовые санкции могут быть применены как только к одному государству, так и к нескольким сразу, если их объединяет общая цель или политика. В этом случае санкциям будет подвержена не только страна, которая нарушила какой-либо международный договор, но и государства, которые считают, что действия страны-нарушителя имели законное основание и не противоречили международным правовым нормам. Видимо поэтому присоединения Крыма к составу РФ согласились принять только некоторые государства. Остальные объявили России экономическую блокаду.

Международные санкции могут носить не только экономический характер. На примере событий 2014 года можно рассмотреть ряд примеров:

  • было ограничено военное сотрудничество РФ с рядом стран;
  • заморозились активы физических и юридических лиц;
  • был введен ряд ограничений на работу нефтяных и оборонных компаний;
  • западным компания запретили финансировать российские организации, а также импортировать свои товары.

В любом случае под санкциями подразумеваются меры, которые обоснованы действующими нормативно-правовыми актами. В быту этим термином можно назвать любое наказание, которое применяется к лицам, нарушившем общественный порядок.

Что такое «экономические санкции»

В отличие от санкций общего характера (разрыв дипломатических отношений, ограничение радио или почтового сообщения и пр.), «экономические санкции» принимаются с целью ограничения международной торговли и экономических ресурсов других стран. Исходя из имеющейся практики введения санкций ЕС и США, в том числе в отношении Российской Федерации, Ирана, Ирака, Афганистана, Сирии и Северной Кореи, можно выделить следующие виды экономических санкций:

  • торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта/импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из государства, в отношении которого введены санкции, или поступающие на территорию такого государства;

  • запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США;

  • запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц;

  • ограничение подсанкционным лицам по распоряжению активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на банковских счетах, движимым и недвижимым имуществом;

  • ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и пр.) между лицами ЕС (США) и подсанкционными лицами.

Эти виды санкций могут применяться по отдельности или в совокупности как в отношении государственных служащих, так и частных лиц, компаний (первичные или блокирующие санкции — blocking sanctions). Также среди указанных видов санкций разделяют «вторичные» и «секторальные»:

  • вторичные санкции (secondary sanctions) это экстерриториальные санкции, которые применяются к лицам — нерезидентам США. К примеру, компетентный орган США может установить запрет определенным компаниям одной страны сотрудничать с компаниями другой страны, ранее попавшими под первичные санкции. Пример нормативного регулирования «вторичных санкций» в США — Iran & Libya Sanctions Act of 1996, § 1701 или CAATSA в отношении России.

  • секторальные санкции (sectoral sanctions) могут вводиться в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики (нефтегазовой, энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных), в результате чего компаниям ЕС и США запрещено сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, экспортировать товар или совершать платежи по договорам), либо допускается сотрудничество, но с определенными ограничениями. К примеру, в отношении некоторых российских компаний американские санкции запрещают любые операции, которыми предусмотрена отсрочка платежа на срок более 14 дней.

Необходимо сделать оговорку, что классификаций санкций очень много как на практике, так и в литературе.

Санкции — что это?

Санкции – это инструмент влияния, активно использующийся в международной политике и экономике. Применяется с целью убеждения правительства определенной страны, нескольких государства или организации в необходимости изменения своей политики посредством введения торговых, инвестиционных или иных ограничений, негативно влияющих на коммерческую деятельность. Санкции могут применяться и в пределах одной страны и даже региона, к примеру, правительством или местной властью по отношению к действующим на территории государства (региона) предприятиям.

Как правило, санкции применяют к государствам, грубо нарушающим нормы международного права, которые не следуют установленному в мире порядку, нарушают права человека, представляют угрозу для других стран, в том числе, с применением оружия массового поражения, включая ядерное.

Строение поведенческих нормативов

В теоретической части современного уголовного права присутствует три важных компонента:

  • Гипотеза или догадка по определенному нарушению.
  • Диспозиция – установленные законом правила поведения гражданина.
  • Санкция – категория наказания и его объем.

Для УП РФ свойственна особая двойственная конструкция. Именно это отличает УП от многочисленных правовых и гражданских областей и сфер.

В первой части УК полностью отсутствуют санкции для граждан РФ, а вторая совершенно лишена предположений и каких-то догадок. Соответственно, диспозиция и догадки присутствуют в статьях, относящихся к общей/основной части. При этом в особенной прописана не только сама диспозиция, но положенные для преступников наказания.

Кто может наказать, кого и за что

В теории международного права санкции представляют собой неблагоприятные для нарушителя последствия, вытекающие из совершения правонарушения и применения ответных мер другими субъектами международного права. Устав ООН, а также Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., устанавливают, что ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

Таким образом, предполагается, что экономические санкции не могут применяться так же, как они применялись вплоть до первой половины 20 века, то есть в качестве способа подавления противника и разрушения его экономики в интересах страны, вводящей санкции. Однако Устав ООН прямо не запрещает применение односторонних ограничительных мер.

Согласно ст. 39−41 Устава ООН основной целью введения санкций Совбезом ООН является поддержание и восстановление международного мира и безопасности. Совбез ООН уполномочен на введение санкций, которые могут включать в себя в том числе торговое эмбарго, перерыв средств сообщения между странами (ж/д, радио, почта и пр.), разрыв дипломатических отношений, «заморозка» активов и запрет на перемещение определенных лиц или компаний, которые каким-либо образом поддерживают (в т. ч. спонсируют и финансируют) противоправный режим. Наглядный пример введения санкций в связи с нарушением мира и безопасности — санкции в отношении Ирака в связи с вторжением в Кувейт в 1990 году.

Следовательно, в рассматриваемых ситуациях санкции преследуют цель наказания и предупреждения совершения государством нарушений, угрожающих международному миру и безопасности, в том числе ведение военных действий против соседних государств или поддержку терроризма.

Однако в настоящее время наиболее известны случаи введения санкций ЕС и США. В данном случае следует четко разделять санкции, вводимые Совбезом ООН на основании гл. VII Устава ООН, и односторонние ограничительные меры отдельных государств или объединений — обычно США и ЕС, но не только. Традиционно именно «санкциями» считаются меры, принимаемые Совбезом ООН как коллективным органом, который выражает общую волю всего мирового сообщества.

Ограничительные меры, принимаемые США или ЕС, не являются санкциями в их обычным смысле, так как носят односторонний характер и выражают волю лишь одного государства или нескольких государств-партнеров. ЕС преимущественно использует термин restrictive measures (с англ. — ограничительные меры). Иными словами, санкции ЕС или США не включаются в санкционный режим, регулируемый гл. VII Устава ООН, и предусмотрен исключительно собственными нормативными правовыми актами США и ЕС.

Фото: Reuters

Санкции ЕС или США (как и других стран) также могут дополнять уже существующие санкции Совбеза ООН, исполняя функцию практической реализации резолюций Совбеза ООН на национальном уровне. Такая ситуация имела место с 1960-х годов, к примеру, в отношении Родезии (сейчас — Зимбабве); Ирака, Ливии, Югославии, Гаити.

Однако в настоящее время ЕС и США вводят ограничения в одностороннем порядке вне санкций Совбеза ООН. В связи с этим неоднократно поднимался вопрос о законности таких односторонних мер и их соответствия нормам международного права. Как правило, право стран в одностороннем порядке вводить ограничения против других стран обосновывается необходимостью соблюдения принципов Устава ООН. К примеру, представитель США при обсуждении санкций США против Кубы аргументировал позицию следующим образом: «Наша политика санкций в отношении Кубы — это лишь один из инструментов в наших общих усилиях по поощрению уважения гражданских прав и прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией, которой привержена сама Организация Объединенных Наций».

В последние несколько лет ЕС и США вводят ограничительные меры в отношении как самих стран, так и конкретных физических и юридических лиц. В качестве оснований для введения санкций ЕС и США ссылаются на нарушение страной и ее руководством принципов международного права, в том числе предусмотренных Уставом ООН.

Классификация и виды санкций в уголовном праве

Теория права гласит, что любая юридическая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Первая часть является всего лишь догадкой. Она выстраивается на базе конкретной ситуации или события. Диспозиция — это правило поведения субъекта в той или иной ситуации. Если человек нарушает правила, в его отношении применяются санкции — меры наказания, которые могут иметь определенный размер и вид.

Вторая группа санкций именуется кумулятивной. Здесь предусмотрено сразу два варианта наказания: основное и дополнительное. Дополнения к основной санкции могут применяться за оскорбление судьи, буйное поведение и прочие отягчающие обстоятельства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector