Всё об интеллекте и его развитие
Содержание:
- Социальный интеллект
- Развитие эмоционального интеллекта у ребенка
- Советы
- Питательный завтрак
- Социальный интеллект
- Развитие умственных способностей у детей
- Визуально-пространственный
- Формула 33 гена для ума или как стать очень умным человеком
- Значение показателей IQ
- Объекты и субъекты интеллектуальной собственности
- Характеристики интеллекта и смежные способности
- Межличностный интеллект. 9 типов интеллекта
- Тестирование интеллектуальных способностей и своего потенциала
Социальный интеллект
Социальный интеллект – способность понимать и распознавать различные социальные роли, а также менять и гибко адаптировать такие роли в своей жизни.
Человек может быть ребенком или взрослым, учителем или учеником, руководителем или подчиненным и так далее. У каждой роли есть определенные свойства и правила. Иногда, если есть такая возможность, их устанавливает сам человек, иногда приходится принимать чужие правила и исполнять не свойственную вам роль.
Человек с высоким социальным интеллектом в этом процессе, как правило, умеет навязывать те или иные роли другим. Это можно назвать социальным влиянием. Если у вас высокий социальный интеллект, то, скорее всего, вы можете влиять на других людей и у вас высокое социальное влияние.
Подтверждающая данный вывод цитата из книги Маршалла Голдсмита “What Got You Here Won’t Get You There: How Successful People Become Even More Successful!” (русское издание называется “Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха”):
Развитие эмоционального интеллекта у ребенка
Выделяют следующие способности интеллекта:
- концентрация — выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
- аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
- абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
- логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
- образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
- дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
- прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
- критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.
Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.
Советы
Итак, мы с вами определились, что давать мозгу отдых нужно только во время сна, в остальное время его нужно больше нагружать разными задачами. Рассмотрим, как можно развить свой IQ.
Будите свою логику
Логическое мышление – важная составляющая интеллекта. Поэтому нужно не давать логике засыпать в повседневной суете. Для этого решайте логические загадки. Есть множество книг для развития логики начиная с 3-летнего возраста. Тренируйтесь сами и со своими детьми, решая интересные задания.
Запоминайте и не забывайте
Иначе говоря, старайтесь тренировать свою память – это лучший способ повысить свои интеллектуальные способности. Для этого ищите задания на запоминание расположения фигур, точек, слов и словосочетаний. Затем проверяйте себя сразу, через определенное время. Есть и другие способы развития памяти.
Общайтесь, отвечая на сложные вопросы
В формулировании ответов на сложные вопросы вы развиваете аналитику. Например, среди своих единомышленников вы можете организовать дискуссию на тему “зачем людям 2 глаза” или “как начать бизнес с маленьким капиталом”. Многие считают это пустой болтовней, но, как показывает практика, в такой болтовне люди находят много полезного и все-таки действительно начинают бизнес с нуля!
Полюбите математику
Вот что действительно помогает развивать IQ, так это занятия математикой. сопоставление чисел, понимание цифровых комбинаций, решение различных задач развивает стратегию, аналитику и логику.
Существует очень много правил математики, которые действуют в повседневной жизни, но мы о них и не догадываемся. Например, правило “оптимальной остановки” применимо, когда нужно сделать выбор из нескольких величин (предметов, человек и т. д.). По этому правилу следует сразу рассмотреть 36,8 % представленных величин, отвергнуть их и выбрать первый, который покажется лучше отвергнутых.
Математика для развития интеллекта
Игра на музыкальном инструменте
Проводилось множество исследований на тему, как музыка воздействует на мозг и развивает интеллект. Помимо того, что человек, который слушает и воспроизводит классическую музыку, становится добрым и спокойным, он еще и развивается.
IQ развивает не прослушивание музыки, а именно игра на инструменте. Особенно на таких инструментах, как фортепиано, скрипка, гитара, аккордеон, бандура и других, где руки выполняют разные движения.
Креативьте
Творческое, креативное мышление сейчас в цене. Старайтесь к решению разных задач подходить креативно. Например, при принятии решения нарисуйте проблему, изучите каждую закорючку и запишите все ассоциации, которые у вас возникают. Затем сопоставьте все слова, найдите решение, новый подход к проблеме.
Этот метод не новый. Так действовал еще Леонардо да Винчи. Именно он начал так делать зарисовки своих всемирно известных работ.
Начинайте учить иностранные языки
Это нужно делать не только, чтобы быть образованным, но также чтобы развивать свой мозг и интеллект. Читайте книги на иностранном языке, старайтесь разговаривать самыми простыми фразами. Идеально, если найдете носителя языка.
Банально просто – высыпайтесь
Давно известно, что для хорошей работы мозга ему нужно отдыхать, иметь время для переработки информации. Исследования головного мозга показали, что в фазе медленного сна орган осваивает задачи фактической памяти: даты, определения и другие учебные вопросы. В фазе быстрого сна мозг осваивает действия человека, поведения, отложенные в памяти.
Эти способы помогут легко развивать IQ, если вы зададитесь целью. Поэтому не теряйте времени и приступайте к улучшению когнитивных способностей!
Питательный завтрак
Исследования показали, что люди, которые едят питательный завтрак, имеют более высокий уровень тестирования памяти. Мозгу нужен хороший запас энергии и витаминов после ночного сна. Так его работа станет оптимальной. Также исследования доказали, что омега-3 жирные кислоты препятствуют старению мозга. Они сохраняют серое вещество и улучшают концентрацию. Черника на завтрак улучшает умственные способности на срок до пяти часов после употребления. Кофеин, содержащийся в кофе и чае, стимулирует нервную систему и улучшает концентрацию внимания. Однако следует ограничивать себя 3—4 чашками в день.
Социальный интеллект
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Без этой формы интеллекта просто невозможно создание и развитие бизнеса, эффективное управление им. Поэтому неслучайно в последние годы модным трендом стал нетворкинг, развитие пространства коммуникаций и делового общения бизнесенов. (см. статью Бизнес-процессы – что это такое и как ими управлять?).
Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Так, Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятную реакцию человека. Социальный интеллект в современном понимании — это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которою является социальное приспособление и выживание.
Создателем первою надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно его концепции социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, которые могут быть описаны в пространстве трёх переменных: содержание, операции, результаты. Углубление этого подхода привело к классификации социального интеллекта по шести основным направлениям.
- Познание элементов поведения (ПЭП) — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальт – психологии).
- Познание классов поведения (ПКП) — способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
- Познание отношений поведения (ПОП) — способность понимать отношения, существующие между людьми.
- Познание систем поведения (ПСП) – способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
- Познание преобразований поведения (ППП) — способность понимания закономерностей трансформации поведения людей в разных ситуациях.
- Познание результатов поведения (ПРП) — способность предвидеть последствия поведения разных психотипов, исходя из имеющейся информации.
Развитие умственных способностей у детей
Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет
В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.
- Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
- Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
- Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.
Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.
На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно
Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.
Визуально-пространственный
Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.
Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:
- Художник;
- Скульптор;
- Дизайнер;
- Архитектор;
- Инженер;
- Режиссер.
Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.
Формула 33 гена для ума или как стать очень умным человеком
К сожалению, аутизм является весьма распространенным заболеванием, имеющим отношение к патологии нервной системы. Согласно последней информации, каждый шестьдесят восьмой ребенок подвержен проявлениям аутизма. Главными симптомами болезни считаются нелюдимость, проблемы с обучением и общением. При этом весьма сложно считать аутизм типичным заболеванием – если выбрать верный подход, то можно вполне адаптировать ребенка с аутизмом к окружающей среде.
Некоторое время назад ученым удалось обнаружить 33 новых гена, которые имеют отношение к развитию недуга. Как оказалось, каждый ген – результат кропотливого анализа, который включил в себя обработку более 10-ти тысяч ДНК детей, у которых отмечено проявление аутизма, их родителей, а также здоровых детей.
По информации СМИ, изученные 33 гена имеют самое непосредственное отношение к ДНК-составляющей развития патологии. Возникновение болезни происходит не только из-за генетики, но и в связи с некоторым влиянием внутренней и внешней среды. Теперь специалисты работают над тем, чтобы каждый ген связать с отдельными процессами. Вероятнее всего, впоследствии это приведет к тому, что частота расстройства значительно снизиться, а также появятся новые данные о том, как с помощью генетики можно улучшить умственные способности отдельного человека.
Значение показателей IQ
Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.
Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:
- Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
- Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
- Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
- Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
- Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
- Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
- Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
- Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
- Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
- Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
- Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.
Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.
Интеллект человека растет до 26 лет, а потом медленно уменьшается, если этому не препятствовать. Но все зависит от желания самого человека обучаться, искать и узнавать что-то новое. Поэтому есть все шансы повысить свой уровень знаний. Для этого необходимо не ленится, читать много книг, посещать культурные мероприятия, заниматься творчеством и умственной деятельностью.
Если для индивидуума интерес представляют только сериалы, игры и прогулки с друзьями, то даже при наличии большого потенциала, уровень его интеллекта будет низким. Необходимо постоянно совершенствовать свою личность, найти свое хобби, общаться с умными людьми, познавать мир.
Объекты и субъекты интеллектуальной собственности
Объектами считаются результаты интеллектуальной деятельности (то, на что направлено действие правовых норм), а субъекты — это авторы и владельцы этих результатов (то есть граждане и юридические лица).
Объекты прав интеллектуальной деятельности
Субъектами могут быть как сами создатели результатов интеллектуальной деятельности, так и другие лица, которые по закону вправе иметь определённые права в отношении интеллектуальной собственности.
Также стоит принять во внимание следующие факты:
- Автор ни при каких обстоятельствах не может быть лишён авторства (исключение составляет ситуация, когда человек, выдающий себя за автора, таковым не является; в этом случае возможно оспорить авторство в судебном порядке).
- Лица, способствующие созданию объектов (результатов), авторами не признаются (оказывающие материальную, техническую, организационную и иную помощь).
- После смерти автора законодатель также гарантирует защиту его авторских прав, в этом случае «защитником» прав автора становится либо любое изъявившее желание лицо, либо человек, указанный автором в соответствующем завещании.
- Если результат интеллектуальной деятельности создан несколькими лицами, то они в равной степени обладают авторскими правами.
Помимо авторов правами в этой сфере могут обладать и другие лица, но только с согласия автора и путём совершения определённых юридических действий.
Характеристики интеллекта и смежные способности
Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.
Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.
- Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
- Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
- Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
- Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
- Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
- Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
- Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.
Межличностный интеллект. 9 типов интеллекта
1. Природный интеллект
Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.
2. Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.
Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.
3. Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.
Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.
4. Экзистенциальный интеллект
Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.
5. Межличностный интеллект
Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.
Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.
6. Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.
7. Лингвистический интеллект
Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.
8. Личностный интеллект
Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.
Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.
9. Пространственный интеллект
Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.
Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.
Тестирование интеллектуальных способностей и своего потенциала
Исследования показывают, что интеллектуальные способности частично наследуются. Аналитическая группа из Эдинбургского университета сравнила ДНК более чем трех с половиной тысяч человек, которые прошли тестирование интеллекта. Исследование было сосредоточено на подвижном и кристаллизовавшемся интеллекте. Результаты показали, что более сорока процентов различий в интеллекте существовало из-за генетических изменений. Оставшиеся различия являлись следствием факторов окружающей среды и генов, которые исследователи не смогли уловить.
Ученые из Королевского колледжа в Лондоне обнаружили ген, который, по-видимому, связан с интеллектуальными способностями. Исследователи пришли к выводу, что люди с высокофункциональным геном NPTN, как правило, лучше справляются с тестами интеллекта. Те, у кого был этот ген, также продемонстрировали более толстую кору головного мозга (эта часть мозга связана с интеллектом).