Как развить интеллект

Советы

Итак, мы с вами определились, что давать мозгу отдых нужно только во время сна, в остальное время его нужно больше нагружать разными задачами. Рассмотрим, как можно развить свой IQ.

Будите свою логику

Логическое мышление – важная составляющая интеллекта. Поэтому нужно не давать логике засыпать в повседневной суете. Для этого решайте логические загадки. Есть множество книг для развития логики начиная с 3-летнего возраста. Тренируйтесь сами и со своими детьми, решая интересные задания.

Запоминайте и не забывайте

Иначе говоря, старайтесь тренировать свою память – это лучший способ повысить свои интеллектуальные способности. Для этого ищите задания на запоминание расположения фигур, точек, слов и словосочетаний. Затем проверяйте себя сразу, через определенное время. Есть и другие способы развития памяти.

Общайтесь, отвечая на сложные вопросы

В формулировании ответов на сложные вопросы вы развиваете аналитику. Например, среди своих единомышленников вы можете организовать дискуссию на тему “зачем людям 2 глаза” или “как начать бизнес с маленьким капиталом”. Многие считают это пустой болтовней, но, как показывает практика, в такой болтовне люди находят много полезного и все-таки действительно начинают бизнес с нуля!

Полюбите математику

Вот что действительно помогает развивать IQ, так это занятия математикой. сопоставление чисел, понимание цифровых комбинаций, решение различных задач развивает стратегию, аналитику и логику.

Существует очень много правил математики, которые действуют в повседневной жизни, но мы о них и не догадываемся. Например, правило “оптимальной остановки” применимо, когда нужно сделать выбор из нескольких величин (предметов, человек и т. д.). По этому правилу следует сразу рассмотреть 36,8 % представленных величин, отвергнуть их и выбрать первый, который покажется лучше отвергнутых.

Математика для развития интеллекта

Игра на музыкальном инструменте

Проводилось множество исследований на тему, как музыка воздействует на мозг и развивает интеллект. Помимо того, что человек, который слушает и воспроизводит классическую музыку, становится добрым и спокойным, он еще и развивается.

IQ развивает не прослушивание музыки, а именно игра на инструменте. Особенно на таких инструментах, как фортепиано, скрипка, гитара, аккордеон, бандура и других, где руки выполняют разные движения.

Креативьте

Творческое, креативное мышление сейчас в цене. Старайтесь к решению разных задач подходить креативно. Например, при принятии решения нарисуйте проблему, изучите каждую закорючку и запишите все ассоциации, которые у вас возникают. Затем сопоставьте все слова, найдите решение, новый подход к проблеме.

Этот метод не новый. Так действовал еще Леонардо да Винчи. Именно он начал так делать зарисовки своих всемирно известных работ.

Начинайте учить иностранные языки

Это нужно делать не только, чтобы быть образованным, но также чтобы развивать свой мозг и интеллект. Читайте книги на иностранном языке, старайтесь разговаривать самыми простыми фразами. Идеально, если найдете носителя языка.

Банально просто – высыпайтесь

Давно известно, что для хорошей работы мозга ему нужно отдыхать, иметь время для переработки информации. Исследования головного мозга показали, что в фазе медленного сна орган осваивает задачи фактической памяти: даты, определения и другие учебные вопросы. В фазе быстрого сна мозг осваивает действия человека, поведения, отложенные в памяти.

Эти способы помогут легко развивать IQ, если вы зададитесь целью. Поэтому не теряйте времени и приступайте к улучшению когнитивных способностей!

Способы определения интеллектуального уровня

В большинстве случаев применяются специальные тесты для разных категорий людей. Как правило, IQ индивида отражает отношение его умственного и календарного или биологического возраста. Стоит отметить, что тесты для взрослых обычно имеют большее количество заданий, при этом уровень их сложности значительно превышает возможности человека со средними способностями. Тем не менее практически в любом случае допустимо развитие умственных возможностей, если речь не идет о крайних формах отсталости.

Коэффициент интеллекта человека традиционно подразделяется на три общих уровня:

  • умственная отсталость фиксируется при IQ ниже 84 баллов;
  • средние показатели отмечаются в диапазоне от 84 до 116 баллов;
  • высокий интеллект начинается со значения в 116 баллов и может доходить примерно до 200 баллов.

Согласно мировой статистике, 68% взрослого населения планеты имеет средние показатели умственных способностей. Около 16% приходится на интеллектуально отсталых и одаренных личностей. При этом только тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии становятся преградой к развитию.

5 игр для развития ума и логики

Чтение, зубрежка и правильное питание – это понравится не каждому. А вот играть любят все. И в вопросах повышения интеллекта геймификацию используют уже давно. Еще в СССР почти каждого мальчика отправляли в секцию робототехники, конструирования или шахмат. Многие игры, подстегивающие развитие ума, популярны и сейчас:

  • Шашки и шахматы – заставляют думать на несколько шагов вперед;
  • Тетрис – умная раскладка фигур сродни решению сложных задач;
  • Квиз – командная игра, которая часто проводится в барах и требует высокой эрудиции игроков;
  • Карточные игры – покер, «дурак» и другие;
  • «Крысиные бега» от Роберта Кийосаки и ее аналоги – «Монополия» и другие.

Ум – это природный дар, который нуждается в постоянной тренировке. Поэтому преуспевает в нем не тот, кто рожден гением, а человек, постоянно работающий над собой и совершенствующий свои возможности. Дерзайте, и в числе умнейших людей планеты можете оказаться и вы!

Образ жизни

Важнейшим фактором, без которого невозможно увеличение интеллекта, является образ жизни человека. Если он неправильный, то развивать мозг будет очень тяжело, а обзавестись крепким разумом не удастся

Поэтому следует обратить внимание именно на свой образ жизни, изменить его в случае надобности, а уже потом заниматься развитием разума и эрудированности

Качество сна

Недостаток сна или его низкое качество оказывают прямое влияние на жизнь человека. Недосып приводит к снижению мозговой активности, ухудшению памяти и внимательности. Хороший сон – главное условие для достижения целей в жизни, а также развития мозга. Что нужно:

  • Ложиться до 00:00;
  • Вставать не позднее 08:00;
  • Продолжительность сна – минимум 8 часов;
  • Небольшие перерывы на сон днем.

Это касается даже выходных дней. Если нарушать режим один раз в неделю, то организм будет испытывать лишний стресс.

Физическая активность

При прогулках на свежем воздухе и занятиях активными видами спорта мозг получает большое количество кислорода, который необходим для правильного кровообращения и способности ясно мыслить. Человек, занимающийся спортом, более спокоен, рассудителен, легко справляется со сложностями. Отлично подойдут следующие виды физической активности:

  • Прогулки;
  • Спортивная или скандинавская ходьба;
  • Йога;
  • Бег.

Людям, которые занимаются спортом, намного чаще удается реализовать себя в жизни и добиться успеха.

Вредные привычки

Если иметь вредные привычки, то высокого интеллекта добиться не получится. Регулярное употребление алкоголя или курение значительно замедляют все процессы в мозге человека, что становится критичным для развития ума. Никотин с алкоголем проникают в кровь, из-за чего и происходит такой негативный эффект. Не менее вредно часами смотреть передачи по телевизору или играть в компьютерные игры, не требующие серьезного задействования интеллекта. Расширять свои умственные способности нужно только после отказа от вредных привычек.

Общение

Правильное окружение подскажет, как повысить интеллект. Поэтому нужно стараться общаться только с умными и образованными людьми, при этом пытаться стать лучше них. Хорошие люди всегда тянут вверх, а плохие – вниз. Поэтому вопрос общения и окружения очень важен для человека, желающего добиться развития ума. Рядом всегда должны быть люди, которые обладают более развитым интеллектом. Они помогут тянуться в лучшую сторону.

Медитация

Отдых позволяет мозгу расслабиться и подготовиться к работе, тренировкам, новым испытаниям. Это оказывает благоприятное влияние на мозговую активность, способность к улучшению интеллекта и укрепление памяти. Достаточно заниматься медитацией по 20 минут ежедневно, чтобы добиться успеха в развитии ума. Дополнительную пользу человек увидит в упорядочивании мыслей, прояснении ума, увеличении творческих навыков. Срабатывание такого эффекта происходит уже через несколько дней медитации.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Характеристики интеллекта и смежные способности

Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.

Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.

  1. Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
  2. Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
  3. Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
  4. Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
  5. Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
  6. Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
  7. Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Что такое интеллект?

Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта

Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.

Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.

Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.

Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.

Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.

Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.

Влияние

Ученые-психологи считают, что на развитие интеллекта и быстроты мышления влияют две группы факторов – биологические и социальные.

Биологические

  • Фактор наследственности (структура центральной нервной системы, скорость обработки информации, время реакции и тому подобное);
  • Возрастной (сенситивность конкретного возрастного периода, особенности возрастной группы и тому подобное);
  • Половой (половые интеллектуальные возможности, физиологические особенности пола и тому подобное).

Социальные

  • Фактор среды (первичное окружение, познавательный климат семьи, коллектив, неформальные группы и т. д.);
  • Социальный (общественные устои, национальные традиции, доминирующая культура, социоэкономический статус, субкультура, к которой примкнул человек и т. п.);
  • Фактор мотивов, потребностей (мотивационная сфера и сфера потребностей личности, мотивы собственной интеллектуальной деятельности, наличие устойчивой мотивационной потребности, система ценностей, стимулы деятельности и тому подобное);
  • Фактор опыта (предыдущий жизненный, практический ментальный опыт личности и тому подобное);
  • Фактор компенсации (наличие компенсаторных возможностей субъекта: силы воли, усидчивости, настойчивости, терпеливости, целеустремленности и тому подобное);
  • Операционный (образованность, эрудиция, опыт знаний, практические умения, навыки).

Каждый из перечисленных факторов положительно или отрицательно влияет на интеллектуальное развитие личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector