Неформальные позитивные санкции
Содержание:
- Виды диспозиций в уголовном праве: примеры
- Социальные нормы
- Формальные и неформальные социальные санкции
- Конформизм как способ адаптации
- — стабилизирующую — социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.
- 1.3. Социальные санкции
- Санкции как инструменты регулирования поведения людей
- Какие бывают примеры социальных норм?
- Кто может наказать, кого и за что
- Социология личности, ее предмет и объект
- Антироссийские санкции
- Виды диспозиций и санкций
Виды диспозиций в уголовном праве: примеры
Однако не стоит забывать про санкции и гипотезу. Гипотеза касается только общей части, а санкция — особенной. Виды диспозиций и санкций присущи статьям особенной части Уголовного кодекса РФ. Конечно, диспозиция наиболее приоритетна в структуре уголовно-правовой нормы, но все же только на ней все правила поведения не могут строиться.
Уголовный кодекс России состоит из общей и основной частей. Все что было рассмотрено выше, касалось особенной части. Разные виды диспозиций в уголовном праве так же возможны и в общей части УК РФ. Но представлены они несколько иначе. И имеют описательный либо дефинитивный характер.
Социальные нормы
Социальные нормы – это общепринятые стандарты, которые обеспечивают упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия социальных групп и индивидов. Они направлены на регламентирование того, что говорят, думают, делают люди в конкретных ситуациях. Нормы являются эталонами не только для общества, но и для конкретных социальных групп.
Социальные нормы не зафиксированы документально, и зачастую являются неписанными правилами. К признакам социальных норм относят:
- Общезначимость. Распространяется на группу или на общество в целом, но не может распространяться только на одного или нескольких членов группы.
- Возможность применения группой или обществом одобрения, порицания, наград, наказаний, санкций.
- Наличие субъективной стороны. Индивид сам принимает решение, принимать или нет социальные нормы группы или общества.
- Взаимозависимость. Все нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальные нормы могут противоречить друг другу, и это создает личностный и социальный конфликт.
- Масштабность. По масштабу нормы делятся на социальные и групповые.
Формальные и неформальные социальные санкции
Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.
Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.
Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.
Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.
Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.
Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.
В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.
Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.
Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.
Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:
санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;
санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.
Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
Конформизм как способ адаптации
Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:
- Сдерживать проявления жизнедеятельности организма.
- Не раздражать людей громкой речью и яркой одеждой.
- Соблюдать границы личного пространства (не прикасаться к другим без необходимости).
Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.
Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться. Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции)
Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения
— стабилизирующую — социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.
Заключение
Социальный контроль –
фундамент стабильности в обществе.
Его отсутствие или ослабление ведут
к аномии, беспорядкам, смуте и социальному
раздору.
Социологи различных направлений
по-разному оценивают роль социального
контроля. Функционалисты рассматривают
социальный контроль (в первую очередь
выражающийся в юридических актах)
как неизбежное требование, без выполнения
которого выживание общества невозможно.
Если население откажется следовать
общественным стандартам поведения, это
повлечет за собой неправильное функционирование
и разлад институциональных систем.
По этой причине функционалисты считают
хаос альтернативой эффективного социального
контроля.
Социальные институты
также формируют индивидуальный
опыт. Как правило, человек бессознательно
выстраивает собственное представление
о реальности под воздействием социальных
проблем и альтернатив в том
виде, в каком они сформулированы
обществом.
Список используемых источников
1.Социология. Основы общей теории, под
редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003
2.Федотова Л. Н. Социология Массовой
Коммуникации, Питер, 2004
3. Бабосов Е. М. Общая
социология, Минск, 2004
4. А.И. Кравченко. Социология:
Общий курс: Учебное пособие для
вузов. — М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.
5. Социология: Учебник/Под ред. проф.
Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и
доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
1.3. Социальные санкции
Санкцияминазываются не только наказания, но такжепоощрения, способствующие соблюдениюсоциальных норм.
Санкции– охранникинорм. Нарядус ценностями они ответственны за то,почему люди стремятся выполнять нормы.Нормы защищены с двух сторон – со стороныценностей и со стороны санкций.
Социальныесанкции – разветвленнаясистема вознаграждений за выполнениенорм, т.е. за конформизм,засогласие с ними, и наказаний за отклонениеот них, т.е. за девиан-тносгь.
Конформизмпредставляетсобой внешнеесогласие с общепринятыми нормами, когдавнутренне индивид может сохранять всебе несогласие с ними, но никому неговорить о том.
Конформизм– цельсоциального контроля. Однакоцелью социализации конформизм не можетбыть, ибо она должна завершатьсявнутренним согласием с общепринятым.
Выделяютчетыре типа санкций: позитивные инегативные, формальные и неформальные.Они дают четыре типа сочетаний, которыеможно изобразить в виде логическогоквадрата:
Позитивные негативные
ФОРМАЛЬНЫЕ
НЕФОРМАЛЬНЫЕ
Формальныепозитивные санкции(Ф+)– публичное одобрение со стороныофициальных организаций (правительства,учреждения, творческого союза):правительственные награды, государственныепремии и стипендии, пожалованные титулы,ученые степени и звания, сооружениепамятника, вручение почетных грамот,допуск к высоким должностям и почетнымфункциям (например, избрание председателемправления).
Неформальныепозитивные санкции(Н+)–публичное одобрение, не исходящее отофициальных организаций: дружескаяпохвала, комплименты, молчаливоепризнание, доброжелательное расположение,аплодисменты, слава, почет, лестныеотзывы, признание лидерских или экспертныхкачеств, улыбка.
Формальныенегативные санкции (Ф-)– наказания, предусмотренные юридическимизаконами, правительственными указами,административными инструкциями,предписаниями, распоряжениями: лишениегражданских прав, тюремное заключение,арест, увольнение, штраф, депремирование,конфискация имущества, понижение вдолжности, разжалование, низложение спрестола, смертная казнь, отлучение отцеркви.
Неформальныенегативные санкции(Н-)–наказания, не предусмотренные официальнымиинстанциями: порицание, замечание,насмешка, издевка, злая шутка, нелестнаякличка, пренебрежение, отказ податьруку или поддерживать отношения,распускание слуха, клевета, недоброжелательныйотзыв, жалоба, сочинение памфлета илифельетона, разоблачительная статья.
Итак,социальныесанкции выполняют ключевую роль всистеме социального контроля. Санкциивместе с ценностями и нормами составляютмеханизм социального контроля. Социальныесанкции представляют собой системувознаграждений и наказаний.
Они делятсяна четыре типа: позитивные и негативные,формальные и неформальные. В зависимостиот способа вынесения санкций –коллективного или индивидуального –социальный контроль может быть внешними внутренним (самоконтроль).
По степениинтенсивности санкции бывают строгими,или жесткими, и нестрогими, или мягкими.
Каждый из насзнает, что за выдающееся научное открытиеожидает официальная награда, а за тяжкоепреступление – тюремное заключение.
Когда мы ожидаем от другого человекаопределенного поступка, то надеемся,что он знает не только норму, но иследующую за ним санкцию.
Такимобразом, нормыи санкции соединены в единое целое. Еслиу какой-то нормы отсутствует сопровождающаяее санкция, то она перестает регулироватьреальное поведение. Она становитсялозунгом, призывом, воззванием, но онаперестает быть элементом социальногоконтроля.
Применениесоциальных санкций в одних случаяхтребует присутствия посторонних лиц,а в других не требует. Увольнениеоформляется отделом кадров учрежденияи предполагает предварительное изданиераспоряжения или приказа.
Тюремноезаключение требует сложной процедурысудебного разбирательства, на основаниикоторого выносится судебное решение.Привлечение к административнойответственности, скажем, штрафованиеза безбилетный проезд, предполагаетприсутствие официального транспортногоконтролера, иногда и милиционера.
Присвоение ученой степени предполагаетне менее сложную процедуру защитынаучной диссертации и решения ученогосовета.
Санкции как инструменты регулирования поведения людей
Под социальными санкциями понимаются любые меры воздействия на людей, связанные с групповыми нормами или ролевым поведением. Санкции – это система поощрений и наказаний, которая опирается или на поддержку большинства членов группы, или на силу и власть официальных институтов.
К санкциям можно отнести, например, всеобщее осуждение поступка или всеобщее одобрение, наказание в виде лишения свободы или в форме изоляции члена сообщества, поощрение с помощью денежной премии или повышения социального статуса. Разные сферы использования санкций, разные ситуации и их виды, приводят к большому разнообразию мер поощрения и наказания.
Неправильно рассматривать этот инструмент как проявление, например, мести за содеянное преступление или поддержку какой-то незначительной группы людей, угодных лидеру. Подобные факты могут встречаться, как и использование санкций в своих корыстных целях. Но такое использование не является обязательным условием. Вне зависимости от особенностей санкций, главная их задача: защита стабильности общества и защита социальных норм, традиций и формальных законов.
Без поддержки общества санкции недействительны. Для их эффективности должны соблюдаться определенные условия:
- Общественное согласие – это главное условие работы санкций. С их необходимостью и характером должны быть согласны большинство членов социума. Если санкции не поддерживаются общественным мнением, то они перестают работать.
- Всеобщий характер – обязательность для всех вне зависимости от социального статуса и положения в обществе. Если какие-то группы людей оказываются недоступны для применения санкций, то это девальвирует всю систему поощрений и наказаний, и она перестает работать.
- Целевой характер — санкции должны быть привязаны к конкретному поступку и иметь четкую цель, например, благодарность за бескорыстную помощь или наказание за предательство. Беспричинное или несправедливое поощрение снижает значимость и эффективность санкций.
- Соответствие поступку — превышение наказания или неоправданно высокое поощрение тоже могут привести к утрате доверия к санкциям.
Большинство социальных санкций имеют долгую историю формирования, их система складывалась постепенно на основании конвенции – соглашения. Так называется механизм принятия того или иного социального явления в процессе взаимодействия людей в социуме. Конвенциальными становятся те нормы и санкции, которые в процессе совместной деятельности и общения людей в группе доказали свою полезность, действенность и эффективность.
Какие бывают примеры социальных норм?
1. Нормы права (или правовые нормы) (это правила, которые установило государство. Они обязательно прописаны в каком-либо законе или ином источнике права, и все граждане обязаны их исполнять).
Пример: Уголовный и Гражданский кодексы России, закон о защите прав потребителей и др.
2. Моральные нормы (правила, которые связаны с моралью. Они относятся к обычаям и культуре человека).
Пример: помогать слепому человеку перейти дорогу, пропускать человека старшего возраста вперёд себя в транспорте, помогать человеку, который нуждается в помощи, и т. д.
3. Этические нормы (правила, которые исходят из этики и понятий добра из зла)
Пример: медицинский этический кодекс, клятва Гиппократа.
4. Религиозные нормы (которые установлены какой-либо религией. Они могут быть прописаны в священных книгах (например, Библии) или же могут передаваться в устной форме).
Пример: креститься при входе в храм, соблюдать пост, соблюдать тишину в церкви и т. д.
5. Коллективные нормы: деловые и корпоративные (это правила, которые формируются в каком-либо коллективе: школе, университете, на работе).
Пример: не разговаривать во время урока, здороваться с преподавателями при встрече, соблюдать деловой кодекс (уважительно относиться к коллегам, не сплетничать, сотрудничать с коллегами и клиентами и т. д.).
6. Эстетические нормы (внешний вид человека, то, как он выглядит и пахнет).
Пример: соблюдать личную гигиену, не перебарщивать с духами.
7. Обычаи и традиции (то, что вошло в привычку человека)
Пример: не здороваться через порог, выпить на посошок, не съедать последний кусок, дарить цветы женщинам на 8 Марта, правила этикета.
Кто может наказать, кого и за что
В теории международного права санкции представляют собой неблагоприятные для нарушителя последствия, вытекающие из совершения правонарушения и применения ответных мер другими субъектами международного права. Устав ООН, а также Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., устанавливают, что ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.
Таким образом, предполагается, что экономические санкции не могут применяться так же, как они применялись вплоть до первой половины 20 века, то есть в качестве способа подавления противника и разрушения его экономики в интересах страны, вводящей санкции. Однако Устав ООН прямо не запрещает применение односторонних ограничительных мер.
Согласно ст. 39−41 Устава ООН основной целью введения санкций Совбезом ООН является поддержание и восстановление международного мира и безопасности. Совбез ООН уполномочен на введение санкций, которые могут включать в себя в том числе торговое эмбарго, перерыв средств сообщения между странами (ж/д, радио, почта и пр.), разрыв дипломатических отношений, «заморозка» активов и запрет на перемещение определенных лиц или компаний, которые каким-либо образом поддерживают (в т. ч. спонсируют и финансируют) противоправный режим. Наглядный пример введения санкций в связи с нарушением мира и безопасности — санкции в отношении Ирака в связи с вторжением в Кувейт в 1990 году.
Следовательно, в рассматриваемых ситуациях санкции преследуют цель наказания и предупреждения совершения государством нарушений, угрожающих международному миру и безопасности, в том числе ведение военных действий против соседних государств или поддержку терроризма.
Однако в настоящее время наиболее известны случаи введения санкций ЕС и США. В данном случае следует четко разделять санкции, вводимые Совбезом ООН на основании гл. VII Устава ООН, и односторонние ограничительные меры отдельных государств или объединений — обычно США и ЕС, но не только. Традиционно именно «санкциями» считаются меры, принимаемые Совбезом ООН как коллективным органом, который выражает общую волю всего мирового сообщества.
Ограничительные меры, принимаемые США или ЕС, не являются санкциями в их обычным смысле, так как носят односторонний характер и выражают волю лишь одного государства или нескольких государств-партнеров. ЕС преимущественно использует термин restrictive measures (с англ. — ограничительные меры). Иными словами, санкции ЕС или США не включаются в санкционный режим, регулируемый гл. VII Устава ООН, и предусмотрен исключительно собственными нормативными правовыми актами США и ЕС.
Фото: Reuters
Санкции ЕС или США (как и других стран) также могут дополнять уже существующие санкции Совбеза ООН, исполняя функцию практической реализации резолюций Совбеза ООН на национальном уровне. Такая ситуация имела место с 1960-х годов, к примеру, в отношении Родезии (сейчас — Зимбабве); Ирака, Ливии, Югославии, Гаити.
Однако в настоящее время ЕС и США вводят ограничения в одностороннем порядке вне санкций Совбеза ООН. В связи с этим неоднократно поднимался вопрос о законности таких односторонних мер и их соответствия нормам международного права. Как правило, право стран в одностороннем порядке вводить ограничения против других стран обосновывается необходимостью соблюдения принципов Устава ООН. К примеру, представитель США при обсуждении санкций США против Кубы аргументировал позицию следующим образом: «Наша политика санкций в отношении Кубы — это лишь один из инструментов в наших общих усилиях по поощрению уважения гражданских прав и прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией, которой привержена сама Организация Объединенных Наций».
В последние несколько лет ЕС и США вводят ограничительные меры в отношении как самих стран, так и конкретных физических и юридических лиц. В качестве оснований для введения санкций ЕС и США ссылаются на нарушение страной и ее руководством принципов международного права, в том числе предусмотренных Уставом ООН.
Социология личности, ее предмет и объект
Такое явление, как социальный контроль, имеет место во всех типах общества. Впервые этот термин использовал французский социолог Габриэль Тард Он, называя так одно из важнейших средств коррекции преступного поведения. Позже социальный контроль стал рассматриваться им в качестве одного из определяющих факторов социализации.
В числе инструментов социального контроля называются формальные и неформальные поощрения и санкции. Социология личности, которая выступает разделом социальной психологии, рассматривает вопросы и проблемы, связанные с тем, как взаимодействуют люди в пределах определенных групп, а также то, каким образом происходит формирование отдельной личности. Эта наука под термином «санкции» понимает также и поощрения, то есть это следствие какого-либо поступка, независимо от того, положительную или отрицательную окраску он имеет.
Антироссийские санкции
Отдельного раздела в статье заслуживают санкции против России. Они заключаются в ограничениях, которые были наложены США, Канадой, странами ЕС на юридических и физических лиц.
2013 г. – начало новой истории санкционной риторики в отношении РФ связано со смертью С. Магнитского и предположением западных политиков, что в этом замешаны российские коррупционеры-чиновники. Были наложены экономические ограничения на отдельных лиц и компании.
2014 г. – запрет на въезд и визовые ограничения, блокировка счетов отдельных граждан, запрет инвестиций в Крым для частных лиц и компаний, на получение иностранных кредитов некоторыми банками и энергетическими компаниями России, на экспорт продукции и услуг для нефтяной отрасли, оборонной промышленности. Основная причина – несогласие с присоединением Крыма к России и вина России в дестабилизации обстановки на Украине.
2015 г. – продолжение санкционной политики в отношении отдельных граждан РФ и компаний, значительное расширение списка. Из-за необходимости реализации европейских космических программ были ослаблены санкции в отношении российских космических предприятий.
2016 г. – продолжение санкционной политики, которая ужесточилась в связи с предполагаемым США вмешательством России в выборы.
2017 г. – к причинам давления добавили строительство Северного потока-2.
2018 г. – Россия оказалась виновата в строительстве Крымского моста, кибератаках и в нарушении соглашения о нераспространении оружия массового уничтожения. Расплачиваемся за отравление Скрипалей запретом на импорт некоторых видов продукции, например, газовых турбин, подводных аппаратов.
2019 г. – ЕС вводит ограничения за применение химического оружия, инцидент в Керченском проливе.
2020 г. – к Скрипалям присоединили Навального, США не понравилась экономическая помощь России Венесуэле, а ЕС подозревает нас в поставках оружия в Ливию.
РБК публикует интересную статистику по количеству физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки США в периоды правления Б. Обамы и Д. Трампа.
Основные причины санкционного давления на Россию расположены в порядке убывания количества введенных ограничений:
- Присоединение Крыма и дестабилизация обстановки на востоке Украины (293 физических лица и 483 юридических).
- Смерть С. Магнитского, коррупция, нарушение прав человека (57 физических лиц и 1 юридическое).
- Противники Америки (32 физических лица и 42 юридических).
- Кибератаки (44 физических лица и 15 юридических).
- Поддержка Сирии (12 физических лиц и 6 юридических).
- Торговля с КНДР, Сирией и Ираном (6 физических лиц и 16 юридических).
- Применение химического оружия (10 физических лиц и 1 юридическое).
- Поддержка Венесуэлы (3 юридических лица).
- Поставка оружия в Ливию (1 физическое лицо).
Россия познакомилась с санкционной политикой других стран задолго до 2013 г. Истории известны случаи еще со времен Ивана Грозного, когда Ливонский орден не пустил через свои границы мастеров-иностранцев, которых пригласил царь (1583 г.). Весь XX век мы находились под давлением: бойкотирование олимпиады в 1980 г., запрет на экспорт/импорт некоторых видов продукции, блокировка авиасообщения и пр.
Виды диспозиций и санкций
Ссылочная диспозиция — это диспозиция, в которой для уяснения содержания нормы законодатель отсылает к другой статье Уголовного кодекса РФ. Примером могут послужить ст. 108, 112, 116 УК и т. п. Для того, чтобы уяснить, что понимается в ст. 108 УК РФ под превышением пределов необходимой обороны и превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, необходимо обратиться к статьям 37, 38 УК.
Санкция — это элемент структуры правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного принуждения могут применяться к лицу совершившему преступление, предусмотренное диспозицией.