Как составить тезисный план текста?

Темы сочинений «Разговор с собой»

Подборка тем для итогового сочинения в 2020-2021 учебном году для 11 классов по направлению «Разговор с собой». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).

Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

Что значит быть самим собой?
Что значит быть совестливым человеком?
Чем опасно бессмысленное существование?
Для чего человеку нужна совесть?
Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Как найти «свой путь»?
Что помогает человеку найти свой путь?
Трудно ли быть самим собой?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
Каждый ли человек ищет смысл жизни?
Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
К чему приводит душевный разлад?
Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу»

В чём опасность внутреннего разлада с собой?
Важно ли быть в гармонии с собой?
Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
Что помогает человеку совершенствовать себя?
Что значит идти путём самосовершенствования?
Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
Что значит быть честным с самим собой?
«Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Полезные ссылки по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

  • Список литературы РАЗГОВОР С СОБОЙ
  • Все материалы для направления РАЗГОВОР С СОБОЙ

Пример структуры сочинения на примере темы БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Типы художественного анализа

Существует несколько различных типов литературного анализа. Они не сильно отличаются в сравнении, однако используемый тип будет в значительной степени зависеть от исходных требований задания:

Близкое чтение

Термин «близкое чтение» относится к чтению определенного фрагмента письма, при этом особое внимание уделяется мелким деталям. Такой анализ включает в себя использование персонажем определенных слов или жестов, образы, которые автор использует в конкретной сцене, и реакцию конкретного персонажа.
Теоретический анализ

Теоретический способ используется, чтобы изучить конкретную теорию или сравнить и противопоставить две отдельные теории. Чаще всего этот тип эссе требует изучить текст по главам, используя несколько теорий, и разработать структуру, которая присуща аргументу автора.
Сравнительный, или синергетический. Сравнительное эссе — это сравнение нескольких эпизодов произведения. Способ может включать в себя поиск сходства между текстами или литературными произведениями, которые были исследованы ранее, или сравнение нескольких произведений, созданных одним и тем же автором, или тексты аналогичного жанра. Общая цель состоит в том, чтобы выявить связь и сделать вывод на основе рассуждений.
Контекстуальный, или исторический. Литературный анализ, в котором основное внимание уделяется либо контексту работы, либо историческим/социальным рамкам, требует не только внимательного прочтения анализируемой работы, но и дополнительных исследований, чтобы помочь укрепить и поддержать тезис. Подобно всем остальным формам сочинений, в нем тезис имеет наибольшее значение. Цель этого типа анализа — исследовать социальный или исторический контекст, обнаруженный в анализируемой работе, и создать сильный тезис, который четко объясняет, как контекст относится к написанию.
Прикладной анализ менее формален, чем большинство других форм. Прикладное эссе требует ссылки на конкретную часть письма и изучения того, как его проблематика может относиться к личному опыту.

https://youtube.com/watch?v=XrqfgUDl7Zc

Структура плана

Составляя план, необходимо помнить о том, что сочинение композиционно делится на несколько значимых частей.

Первая часть представляет собой вступление. Во вступлении формулируется основной тезис, который потом раскрывается в основной части сочинения. Вступление подготавливает к началу анализа литературного произведения, который будет помещен во второй части

В первой части очень важно сформулировать цель сочинения (проблему). В зависимости от темы, во вступлении может быть охарактеризована эпоха, история создания произведения, особенности творчества писателя

Вторая часть сочинения, самая большая по объему, называется основной. В этой части, как предполагается, следует полное и разностороннее раскрытие и доказательство тезиса, заявленного во вступлении. Во второй части может быть несколько пунктов и подпунктов. Основная часть – это содержание вашего сочинения.

Третья часть – заключение – так же важна, как и основная часть. В заключении необходимо сделать общий вывод, к которому привели рассуждения из основной части

Умение обобщить свои мысли, сделать правильный вывод очень важно при работе над заключением сочинения. Заключение должно быть кратким

Рис. 1. Структура сочинения в таблице.

Все три части должны быть связаны друг с другом по смыслу. Несмотря на то, что они имеют разный размер, все они равны по значению.

План записывается на черновике и может уточняться и конкретизироваться в процессе работы над сочинением.

План должен соответствовать теме сочинения, максимально полно охватывать вопросы, относящиеся к теме, быть логическим, последовательным.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам составить план сочинения по литературе, сделать его более грамотным и емким. Здесь объясняется, из каких пунктов состоит план, и каких аспектов необходимо придерживаться.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

ДРУГОЕ

Мы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это…

Давайте рассмотрим, что такое план-конспект урока, для чего он нужен, и научимся его составлять. Прежде всего,…

Вы пробуете писать рассказы? Это отлично. Но часто бывает так, что перед Вами лежит уже готовый текст, а как назвать…

Если вы мастер рассказывать интересные случаи из жизни и различные истории, то, возможно, стоит задуматься о написании…

Сочинение или рассказ о себе — обязательный элемент школьной программы по литературе и английскому языку. Объем и…

Рассказ и повесть очень похожи друг на друга. Порой даже опытные филологи не могут сходу определить, в каком жанре…

Слово «план» довольно распространено в повседневной жизни. Оно имеет несколько значений: это не только…

Статья — это жанр журналистики, где главной задачей является анализ актуальной ситуации или явления.Для того чтобы…

Прежде чем начать писать сочинение на заданную тему, прочти основные рекомендации и придерживайся их…

Конспект — это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и…

Как опытный, так и начинающий учитель, вне зависимости от предмета, который он преподает, довольно часто ломает голову,…

Существуют различные прозаические жанры: рассказ, новелла, повесть, роман. Чем отличается один жанр от другого? Что…

Обучение каждого студента в ВУЗе завершается защитой дипломной работы. Но вот как написать дипломную работу правильно,…

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Общие советы по составлению плана

Составить план – это значить разбить текст на логические фрагменты, предложения в которых объединены микротемой. Как правило, таковыми являются абзацы.

План нужен, чтобы не запутаться

Например, общая тема – «Значение доброты в жизни человека».

Микротемы – «Что такое доброта», «Что для меня доброта», «Добрые поступки окружающих», «Проблема доброты в литературе».

Важно правильно оформить пункты плана. Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли

Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли.

Одно слово в качестве пункта плана не годится, так как имеет слишком узкое значение и «втиснуть» в него главную мысль не получится.

Сложные же предложения заключают в себе законченный тезис. План нужно составлять так, чтобы через него легко «просматривалось» будущее сочинение, был виден ход развития мысли автора.

Раскладываем информацию по полкам

В жанре эссе нет четкой структуры написания

Первое, что нужно сделать, – определиться с темой эссе. Понять, какую проблему вы хотите затронуть, какую идею раскрыть.

В жанре эссе не существует строгой и определенной структуры написания. Ваша задача – выразить свои мысли так, чтобы вас понял ваш читатель.

Но для тех, кому тяжело писать или кто пишет в этом жанре впервые и ему не хватает опоры на знания, можно разделить эссе на следующие пункты:

  1. Вступление (акцент на идею и тему вашей работы).
  2. Тезисы (всего лишь ваши мысли и размышления).
  3. Аргументы (это то, что будет подтверждать ваше мнение, для этого следует подкреплять его фактами из описываемого произведения)
  4. Заключение (ваш маленький логический вывод о написанном).

Поначалу стоит начинать писать черновой вариант работы, в котором вы бы могли корректировать свои недочеты. Написать с первого раза хорошее эссе очень трудно.

Если хотите написать по-настоящему стоящую работу, всегда редактируйте свой текст. Не пишите «чиновничьим» языком, эссе – это изложение мыслей и свобода самовыражения, а не доклад.

По несколько раз перечитывайте свои черновики, так как после прочтения вас могут посетить новые мысли и идеи написания. А в завершении не нужно подводить четкую черту и делать конкретные выводы.

Незачем подводить итог рассуждениям, потому что вся работа должна быть «пропитана» вашими мыслями, достаточно обобщить вывод, а не конкретизировать.

Темы сочинений «Забвению не подлежит»

Подборка тем для итогового сочинения в 2020-2021 учебном году для 11 классов по направлению «Забвению не подлежит». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).

Темы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Какова роль исторических памятников?
Как судьба человека связана с историей народа?
Какие произведения становятся классическими?
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
Забвение есть измена.
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
Как исторические события влияют на судьбу человека?
Забвение стирает, память преображает.
Как связано забвение с утратой ценностей?
Как научиться понимать самого себя?
Что дают человеку уроки прошлого?
Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
Почему нельзя забывать историю своего народа?
Нужны ли перемены обществу и почему?

Разбираем тему: Какие личности остаются в истории?

Никто не забыт, ничто не забыто.
Какие люди остаются в истории?
Как произведения искусства становятся бессмертными?
Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
В чём заключается ценность исторического опыта?
Почему важно помнить прошлое?
Кого можно назвать великим учителем человечества?
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
Какие личности остаются в истории?
Какие подвиги никогда не забудутся?
Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
Почему человеку важно уметь прощать?
«Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
О каких людях говорят: «они изменили мир»?

  • Все материалы по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Подробно разбираем примерные темы и всё направление ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

План изучения произведения

Литературное или критическое исследование следует тому же плану анализа произведения, что и большинство других эссе. Он должен писаться по пунктам: введение, утверждение тезиса, основная часть и заключение. Для начала следует составить план анализа книги или отрывка из нее.

Введение начинается с формирования контекста критики:

  1. Необходимо указать полное имя автора, название статьи, которую предстоит анализировать, и любую дополнительную информацию, которая будет полезна для подкрепления тезиса и последующих тематических высказываний (это «кто», «что»).
  2. Стоит четко представить тематическое утверждение или заявление. Тематическое утверждение — это общая концепция или основная идея, которую автор пытается донести (это «почему»).
  3. Завершить введение нужно тезисом. Тезис должен включать в себя: кто, что, почему.

Основная часть анализа должна раскрывать все аргументы по теме произведения. В ней должно быть минимум два абзаца. Инструкция по написанию основной части:

  1. Начинать каждый абзац нужно с краткого аргумента, который должен ненавязчиво входить в основную мысль и относиться к первоначальному тезису.
  2. Каждый абзац должен иметь единую точку зрения.
  3. Соответствующие цитаты помогут подтвердить аргумент.
  4. Закончить стоит сильным заявлением, которое повторяет единственную направленность абзаца. Можно попробовать упомянуть тему в абзацах, но не отклоняться от ответа на вопрос.

Вывод подкрепляет все использованные аргументы и напоминает о тезисе критического исследования

Для составления хорошего вывода нужно обратить внимание на следующее:

  1. Начинать заключение стоит, аккуратно и кратко изложив тезис (не дословно).
  2. Нужно четко объяснить, как идеи и концепции, представленные в основной части эссе, отражают тему. Проще говоря, в заключении также должно быть объяснено, какое сообщение автор хотел донести и как оно связано с примерами, приведенными в анализе.

Что такое тезисный план

Текст – не только понятие лингвистики, но и философии. В повседневности мы имеем дело с текстами лингвистическими, иными словами, цепочками из символов, которые связаны смысловым значением, выбранными формами и задачами.

В этом виде текст является ресурсом, содержащим информацию. Впервые мы слышим тексты еще до того как сами учимся их создавать. Тогда мы не думаем над тем, как они создаются, какова их система. Лишь учась в школе, мы получаем базовые знания, учимся читать и воспринимать тексты, делать их запись и проводить анализ.

Внутренние процессы текста

Текст – сложная и имеющая порой не одну, а много задач система, потому процессов и действий, лежащих в его основе, и тесно с ним взаимодействующих, много. Человек сталкивается с ними в школе, а их изучение входит в знания и навыки, предусмотренные при освоении уроков русского языка. Это касается и рубрикации текстов.

Такое умение позволит понять и запомнить немалое количество информации, как при изучении параграфов, чтении произведений литературы, освоении лекций. Среди навыков, связанных с рубрикацией текста и способность организовывать процесс мышления. Потому, как школьникам, так и взрослым, необходимо уметь создавать тезисные планы.

Правильная структура

Тезисным планом называют разновидность структурирования текстов. В его основе лежит построение текста по плану, все части которого будут связаны логически. Для всей частей текста характерно, что они дополняют текст в целом, и выражают одну или несколько тесно связанных мыслей. То есть основной текст по смыслу условно делится на части.

Рекомендации по составлению плана

Советуем сделать еще несколько «узелков на память», которые сослужат хорошую службу при написании плана:

  1. Перед составлением плана нужно вникнуть в тему и подумать, какой ключевой тезис выдвинуть (если он не заявлен темой) и какие аргументы для его доказательства или опровержения есть в произведении.

  2. Не нужно делать слишком детальный план, в нем стоит отобразить только основные моменты.
  3. Не всегда получается сразу придумать название для заключительной части, так как она выплывает из содержания. Можно обозначить этот пункт плана словом «выводы».
  4. Заключительный пункт можно сформулировать на основе ключевого тезиса. Например, к тезису «Существует ли женская дружба (по роману…)?» можно составить заключительный пункт «В чем секрет женской дружбы».
  5. Предпочтительнее для сочинения рассуждения сложный план, так как он точно отображает структуру рассуждения.

При оформлении сложного плана можно использовать римские и арабские цифры (образец сверху) или арабские цифры (для пунктов) и маленькие буквы со скобками (для подпунктов).

Какие виды планов существуют

По началу, сильно вдаваться в разновидности, особенно новичкам не советую, основные моменты отмечу простыми словами и примерами.

Опорный план

Пример, который я привел выше — это опорный план, то есть основные слова или части предложения, на которые мы будем опираться при написании текста. Смотрим и видим «разновидности»- значит, будем писать о том, какие планы бывают, распишем каждый и приведем пример. Я пользуюсь, в основном, таким видом. Давайте еще пример: статья о том, как зарабатывать в интернете:

  1. Необходимость.
  2. Поиск своего направления.
  3. Обучение.
  4. Первые работы.
  5. Поиск заказчика.
  6. Работа с заказчиками.
  7. Повышение мастерства.

Согласно этой структуре можно смело писать статью и потом продать ее за хорошие деньги.

Тезисный план

По большому счету, то же самое, только составляются не опорные слова, а кратко формулируются основные мысли. Сказуемые, определения, глаголы — все можно использовать. Получается длиннее и пункты как подзаголовки использовать нельзя. О тезисах можете почитать в этой статье, а вот вам пример: сравните с опорным планом, чтобы было понятнее:

Опрный план Тезисный план
1. Необходимость. 1. Сегодня кризис, работы нет, карантин — надо учиться зарабатывать в интернете.
2. Поиск своего направления. 2. Легче всего подойдет работа, которая вам нравится или хорошо получается. Можно писать тексты, программировать, рисовать или выполнять простую работу
3. Обучение. 3. Необходимо учиться и развиваться в выбранном направлении.
4. Первые работы. 4. На первых порах, для опыта, можно выполнять работы для друзей, бесплатно или за отзыв.
5. Поиск заказчика. 5. Почувствовав уверенность, можно регистрироваться на биржах фриланса и начинать зарабатывать.
6. Работа с заказчиками. 6. Откликаемся на заказы, которые сможем выполнить и выстраиваем правильные отношения с заказчиками.
7. Повышение мастерства. 7. Формирование портфолио, хорошие отзывы, высокий рейтинг — вот к чему надо стремиться

Видите разницу? Выбор способа зависит от вашего склада ума и привычки. Кому как удобно.

Вопросительный

Также можно использовать план, состоящий из вопросов. Можете выбрать этот вариант, может у вас пытливый ум и так понравится больше, особенно если вы пишете руководство или инструкцию. Давайте опять на примере:

Опорный план Вопросительный план
1. Необходимость. 1. Зачем уметь зарабатывать в интернете?
2. Поиск своего направления. 2. Чем лучше заниматься?
3. Обучение. 3. Как научиться и зачем?
4. Первые работы. 4. С чего начать?
5. Поиск заказчика. 5. Где найти заказчика для работы.
6. Работа с заказчиками. 6. Как выстроить отношения с заказчиками?
7. Повышение мастерства. 7. Как выделиться?

Сложный план

Если у вас длинная серьезная статья с множеством мелочей, и вы боитесь упустить какую-нибудь деталь, можно использовать сложный план, развернутый. Это, когда вы для каждого пункта делаете подпункты. Посмотрите на примере все той же статьи:

Простой план Сложный план, развернутый
1. Необходимость зарабатывать в интернете. 1. Необходимость зарабатывать в интернете.

  • финансовый кризис:
  • карантин;
  • маленькая зарплата;
  • отсутствие работы.
2. Поиск своего направления. 2. Поиск своего направления.

  • копирайтинг;
  • веб-дизайн;
  • програмирование;
  • простые задания в интернете
3. Обучение. 3. Обучение.

  • платные курсы;
  • самостоятельное обучение;
4. Первые работы. 4. Первые работы.

  • тренироваться для себя, в стол;
  • делать для друзей;
  • делать за отзывы, бесплатно
5. Поиск заказчика. 5. Поиск заказчика.

  • биржи фриланса;
  • специализированные форумы;
  • паблики в ВК,
  • общение напрямую с блогерами.
6. Работа с заказчиками. 6. Работа с заказчиками.

  • как наладить общение с работодателем;
  • добавочная ценность;
  • правильное повышение цен на услуги.
7. Повышение мастерства. 7. Повышение мастерства.

  • рейтинг;
  • отзывы;
  • портфолио;
  • свой блог.

То есть вы расписываете все пункты детальнее, как подзаголовки. Если статья большая, то это оправдано. Первое время вам это сильно поможет, далее будет все проще и проще, большинство информации будете держать в голове. Кстати, если вам интересна тема заработка в интернете, то вот моя статья об этом.

Оформление плана

План сочинения — это основные этапы, которые определяют построение, содержание и развитие темы

При его написании важно соблюдать последовательность. Подробный план похож на конспект, в котором обозначаются идеи вступления и заключения, фрагменты основного текста, продуманы логические связки между частями

Часто выпускники в своих размышлениях уходят в сторону от заявленной темы и наполняют содержание общими высказываниями. Необходимо продумать логическую схему раскрытия проблемы. Чтобы составить грамотный план сочинения по литературе для 11 класса в декабре, выпускнику необходимо знать правила его оформления:

  1. Слово «план» пишется с большой буквы посередине строки после названия темы или эпиграфа, если он есть в тексте.
  2. Римскими цифрами без скобок с большой буквы обозначаются вступление, основная часть и заключение. При этом сами названия этих разделов не прописываются. После формулировок ставится точка.
  3. Если сочинение большое по объёму, план вступления и заключения следует делать развёрнутым.
  4. Основная часть должна содержать три и более пункта, которые обозначаются арабскими цифрами и точкой без скобок. Подпункты следует отмечать буквами со скобкой, они перечисляются через точку с запятой.
  5. В названия разделов рекомендуется выносить не отдельные слова или целые предложения, а развёрнутые словосочетания, представляющие смысловое единство. В заголовках такие конструкции несут краткую информацию, которая затем раскрывается в тексте. Возможны формулировки в виде вопросов, на которые следует ответить в работе.
  6. Если названия частей, пунктов и подпунктов необходимо перенести на другую строку, то место под цифрами и буквами нужно оставлять пустым.
  7. Цитаты оформляются кавычками с указанием фамилии автора в скобках.
  8. Каждому разделу плана должен соответствовать один или несколько абзацев текста, объединённых одной мыслью и имеющих начало, основное содержание и завершение.
  9. Оптимальное время составления плана 30—40 минут.

Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований

Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации

Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу

При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям. Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.

Работа должна включать структурные элементы.

  • Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
  • Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
  • Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.

Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.

Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами.

Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы

Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев

Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.

Темы декабрьского сочинения по литературе

Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:

  • Война и мир;
  • Герой нашего времени;
  • Гроза;
  • Горе от ума;
  • Евгений Онегин;
  • Капитанская дочка;
  • Преступление и наказание;
  • Тарас Бульба;
  • Обломов;
  • Отцы и дети.

В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения

В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке

Критерии и требования к написанию сочинения

По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.

Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения. Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.

Для получения зачета нужно:

  • написать сочинение, которое соответствует тематике;
  • придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
  • подобрать аргументы к выбранному тезису;
  • логически соединить все части сочинения;
  • избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
  • качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.

За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector