Что такое метафора: как создать и усилить любой текст

Разница между метафорой и сравнением

Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.

Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.

Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.

Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.

Метафора в художественной речи

Для уси­ле­ния образ­но­сти речи худож­ни­ки сло­ва широ­ко исполь­зу­ют такой образ­ный обо­рот речи, как мета­фо­ра.

Метафора — это троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний пр прин­ци­пу схо­же­сти в чем-то (раз­ме­ра, про­тя­жен­но­сти, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и др.).

В резуль­та­те исполь­зо­ва­ния мета­фо­ры воз­ни­ка­ет пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва. Можно утвер­ждать, что семан­ти­ка сло­ва за счет это­го рас­ши­ря­ет­ся, ведь к основ­но­му зна­че­нию лек­се­мы добав­ля­ет­ся пере­нос­ное, мета­фо­ри­че­ское зна­че­ние, например:

золо­той харак­тер — харак­тер, как золото.

Сквозь язы­ко­вую приз­му пере­осмыс­ле­ния зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ет этот троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­нии общих их признаков:

  • желез­ный гвоздь — желез­ная воля;
  • брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар;
  • бога­тыр­ское тело­сло­же­ние — бога­тыр­ское здоровье.

Метафора — это все­гда срав­не­ние, но не явное, а скры­тое, кото­рое мож­но раз­вер­нуть и пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный оборот:

  • бога­тыр­ское здо­ро­вье — у него отлич­ное здо­ро­вье, как у насто­я­ще­го богатыря;
  • зер­ка­ло озе­ра — гладь озе­ра засты­ла, как насто­я­щее зеркало.

Функции метафоры

Задачи, которые можно решить с помощью использования метафор, разнообразны:

  • Оценочная — помогает автору передать свое отношение к называемому предмету или объекту.«Души сиреневая цветь»  у С. Есенина создает яркий образ юности как лучшего периода в жизни.
  • Эмоционально-оценочная — апеллируя к эмоциям адресата речи, метафора воздействует на его суждения. «Заплакать бы ожогом ржавых слез»  (И. Северянин) — душевные переживания сравниваются с физической болью, вызывают сочувствие и жалость у читателя.
  • Номинативная (назывная) — служит для обозначения того, чему нет названия или оно малоизвестно. Это отражается в названиях растений, животных, профессиональных терминах.«Синдром теннисного локтя»  употребляется вместо понятного только медикам наименования «латеральный эпикондилит», т.к. заболевание наиболее распространено среди теннисистов.
  • Познавательная — подключает образное мышление, используя аналогии и символы, помогает выразить мысль четко и лаконично.«Клетки — это кирпичики, из которых состоят все живые организмы».

Таким образом, метафора — полезный инструмент не только в руках писателей и поэтов, но также педагогов, психологов, маркетологов и многих других.

Важно! Метафору путают с метонимией. Но механизм появления у них разный. Образное значение придается именам других литературных героев

Троп употребляется в общем значении, а не в единственном числе. Например: Аудитория настороженно притихла

Образное значение придается именам других литературных героев. Троп употребляется в общем значении, а не в единственном числе. Например: Аудитория настороженно притихла.

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

Способ обнаружения

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора

Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

Найдите слова в переносном значении.

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

Установите, что скрыто за переносным значением.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Метафора как скрытое сравнение

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении.

По своей природе метафора — это скрытое сравнение:

багровый костёр заката = закат как багровый костёр;

пустых небес прозрачное стекло = небеса прозрачны как стекло.

Задание 1. Найдите и подчеркните в данных примерах метафоры:

Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)

• Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

• Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

• Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна.

сущ. (переносное значение) + сущ. в род. падеже (прямое значение)

сущ. в имен. падеже (прямое значение) + глагол (переносное значение)

глагол (переносное значение) + сущ. в косв. падеже (прямое значение)

копна волос (копна сена)

золото волос (золото кольца)

закат пылает (цвет огня)

учебник жизни (учебник русского языка)

лампочка горит (свеча горит)

речь льётся (как вода)

испить жизнь до дна

Похожесть в расположении

подошва горы (подошва обуви)

Наиболее простой алгоритм составления метафоры

1. Выбрать объект 1. Пример: СНЕЖИНКА.

2. Выявить специфическое свойство (какая?). Пример: БЕЛАЯ.

3. Выбрать объект 2. На что похож? С чем можно сравнить? (сравниваем по характерному признаку). Пример: ЦВЕТЫ.

4. Где находится объект 1? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие. Пример: НЕБЕСА.

5. Пункт 3 (существительное) + пункт 4 (сущ. в родительном падеже) = МЕТАФОРА. Пример: ЦВЕТЫ НЕБЕС.

6. Употребляем метафору в предложении.

Задание 2: составьте метафоры к словам ЛИСТ, НЕБО, ТУЧА.

Развёрнутая метафора это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.

Задание 3: напишите стихотворение (или миниатюру) на основе развёрнутой метафоры.

Источник

Функции метафор

1) Эстетическая

Метафора создана для того чтобы сделать любую речь живой, интересной и запоминающейся. Цицерон писал, что метафора украшает любую речь, подчеркивает возвышенный и торжественный стиль оратора.

2) Аксиологическая

Аристотель считал, что разные слова по-разному открывают один и тот же предмет. «Хотите раскрыть положительные стороны объекта», — говорил он, используйте метафоры положительных предметов.

Классические примеры: «В крови горит огонь желанья…» (А. Пушкин), «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде» (С. Есенин).

Если есть смысл очернить предмет, используйте дурные вещи. «Того змея воспоминаний, Того раскаянье грызёт…», «Ты пьешь волшебный яд желаний» (А Пушкин). Или всем знакомые: ледяное сердце, каменное сердце, железные нервы и прочее.

3) Номинативная

Бывает, что метафора дает название предметам. Ораторы древности считали, что метафора способствует появлению новых понятий, образов или предметов. Вспомните: розовые очки, солнце встает, горный хребет, заря догорает. Таким образом, метафоры не только заполняли пустоту в неназванных предметах (или вытесняли их первоначальный смысл), но и способствовали развитию языка.

Примеры метафоры в стихах зарубежных поэтов

Среди признанных классиков мастером использования метафор был Шекспир. В его сонетах это – мощное стилистическое средство. Метафоры нередко являются основой его художественных образов. С их помощью происходит переосмысление реальности, раскрывается скрытый смысл вещей.

Так, сонет 18 целиком представляет расширенную аналогию между возлюбленной лирического героя и ясностью летнего дня:

В сонете 146 так говорится о душе человека:

А в сонете 73 смерть уподобляется вечернему сумраку:

Поэт-романтик Джон Китс сравнивает процесс написания стихов с посевом и жатвой зерна:

А вот как надежда уподобляется птичьему пению в стихотворении американской поэтессы Эмили Дикинсон:

Поль Верлен, французский символист, в своем стихотворении «Тоска» проводит аналогию жизни лирического героя, отданной на волю случая, с брошенным в море судном:

Виды метафор.

Лингвисты разделяют метафоры на 6 видов:

Стертые (эпифоры)

Они так давно вошли в наш лексикон, что даже не относятся к художественной речи:

Горлышко бутылки.

Рукав реки.

Ревущий океан.

Ножка стула.

Золотые руки.

Резкие (диафоры)

Они объединяют контрастные слова для усиления эффекта от иносказания:

Взрыв эмоций.

Медоточивые уста.

Горькая правда.

Преувеличения

С их помощью мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего:

Огромный, как скала.

Я тебе тысячу раз напоминал.

Я уже сто лет не ел.

Олицетворение

Когда неодушевленному предмету приписываем черты характера или поведение человека:

Луна спряталась за тучку.

Ветер выл сильнее волка.

«Ревет и стонет Днепр широкий…», — Т. Шевченко.

Замена (метонимия)

Замена одного слова смежными понятиями:

Столовое серебро  – вместо посуда из серебра.

Пью зверобой – вместо пью настойку зверобоя.

Выпил три бутылки молока – вместо выпил литр молока.

Развернутые

Они, как правило, используются в литературе и могут разворачиваться на протяжении целого предложения или абзаца:

«…Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой…», – писал в стихотворении «Чародейкою зимою» Ф. И. Тютчев.

Меткие метафоры преобразовались в афоризмы, которыми многие описывают свою жизнь. Или ставят статусы в соцсети:

Не умеешь петь, не пей.

Единственный способ жить хорошо – уходить оттуда, где плохо.

Бояться нужно не смерти, а пустой жизни.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
  2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
  3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
  4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Что такое метафора? Метафора примеры.

Метафора — литературный прием, он позволяет делать текст более эмоциональным, переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь нервы не из стали, а сердце не может гореть, а эти высказывания используются постоянно, в переносном смысле.

  • пламенное сердце — т.е. умеющее любить;
  • стальные нервы — абсолютное спокойствие и рассудительность.

Примеры метафор

Метафора — несвойственное имя, которое переносится с вида на род или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род. Т.е. перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Приведу примеры метафор, чтобы стало понятнее:

  • В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Естественно, никакая елочка не может «родиться».
  • Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Огонь и вода две противоположные стихии.

Метафоры в литературе. Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Зелень не может быть золотого цвета, но так поэт передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Вода не может быть серебряной, но мы понимаем, что она очень чистая. К тому же «бежать» вода не может., просто ручей течет очень быстро.

Метафоры в кино. Создатели фильмов часто используют громкие названия, приведем такие примеры:

Горячие головы — на ум приходит нечто безбашенное;
Человек дождя — герой не от мира сего.

Метафоры в рекламе. Так как метафоры призваны усилить привычный образ, сделать его более запоминающимся. Такой приём используют для создания запоминающихся слоганов. Вот несколько примеров метафор:

«Магия кофе» (De Longi);
«Революция цвета для губ» (Ревлон);
«Наш удар по ценам» (Эльдорадо);
«Окунись в прохладу» (Lipton Ice Tea).

Разновидности метафор в примерах

Все метафоры принято делить на несколько видов:

Преувеличение. Метафора, с помощью которой увеличиваем масштаб происходящего. Пример: «я тебе уже сто раз говорил».

Резкая. Самый распространенный вид. Пример: «взрыв эмоций».

Стертая. Метафора, которая прочно вошла в лексикон. Пример: «золотые руки».

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Под лежачий камень вода не течет.

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д

говорит о важности физической и моральной силы для человека

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Функции метафоры

Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 (!) функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.

Метафора «Золотые руки»

Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.

Метафора «Серебряные волосы»

В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую. Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ. В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение. Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.

Метафора «Осень жизни»

В последнее время в лингвистике выделяют также политическую метафору (некоторые исследователи выделяют эту функцию метафоры отдельно), которая призвана придать высказываниям двусмысленность, завуалировать острые и спорные моменты, «минимизируя отвественность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» (И.М. Кобозева, 2001). Появляется новая, манипулятивная функция метафоры. Так развивается язык и наука о нём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector