Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Содержание:

Зачем мозгу нужна гимнастика?

Гимнастика для мозгна очень важна. Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности.

Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Как развить память и внимание ребенку

От того, насколько развитым и натренированным будет мозг человека в детстве, во многом зависят когнитивные функции во взрослом возрасте. Для правильного развития памяти ребенка специалисты рекомендуют следующее:

  1. Подбирайте развивающие и интеллектуальные игры, которые будут интересны малышу. Сейчас детские магазины не испытывают дефицита в ассортименте, поэтому найти подходящие развивашки не составит труда.
  2. Избегайте многозадачности. Ребенок должен учиться сосредотачиваться на одном объекте. Следите за тем, чтобы изучение стихотворения не совмещалось с фоновым прослушиванием телевизора.
  3. Тренируйте визуализацию. Можно озвучить ребенку вымышленную ситуацию, чтобы он описал ее детали. К примеру, скажите: “По лесной дороге едет велосипедист”. Пусть малыш представит и расскажет, какого цвета велосипед, что видит человек по пути, во что он одет, насколько широка дорога и т. п. Также можно попросить нарисовать эту ситуацию.
  4. Предлагайте ребенку рассказывать в деталях разные события из его жизни: как прошел день в школе, о чем был прочитанный рассказ, по каким правилам нужно играть в его игру на компьютере и т. п.
  5. Следите за тем, чтобы сон ребенка был полноценным и здоровым. Не позволяйте засыпать под телевизор или телефон, ведь голубой свет экрана делает сон неглубоким и неспокойным, что не дает мозгу как следует отдохнуть.
  6. Еще пара важных компонентов для здоровья мозга – это физическая активность и полноценное питание. Корректное поступление витаминов и прогулки на свежем воздухе способствуют развитию внимания и облегчают усвоение новой информации.

Лучшие средства для улучшения памяти на основе природных композиций

В первую очередь в числе активаторов памяти следует рассматривать комплексные природно-растительные средства типа BrainRush, Optimentis, которые плавно и постепенно наращивают нейронный потенциал

Важно, что побочные эффекты, которые в той или иной мере характерны для синтетических ноотропов, здесь сведены к минимуму

Особенность природных препаратов в том, что «мягкое» и естественное влияние их компонентов создаёт оптимальную и гармоничную питательную базу для нейронов. При этом воспроизводится комплекс кислот, витаминов, минералов из повседневного «меню» жителей тех регионов планеты, у которых рацион позволяет сохранять высокие показатели  мозговой активности до старости. Например:

  • Экстракт Гинкго Билоба. Он содержится в HeadBooster и Optimentis и способствует улучшению мозгового кровообращения.
  • Омега-3 полиненасышенные жирные кислоты.  Их нехватка компенсируется за счёт содержания морепродуктов и биоконцентратов зерновых культур. Например, в препарате HeadBooster за это «отвечают» печень акулы, семена тыквы, грецкие орехи и др. Для восстановления памяти у взрослых нужно пройти 30-дневный курс, принимая трижды в день по 5 г порошка (мерная ложка), растворённого в половине стакана тёплой воды.
  • Обязательные антиоксиданты. В разном виде они есть в каждом из перечисленных препаратов, где они необходимы для борьбы со свободными радикалами и защиты нейронов от старения и смерти.

Расширяем возможности запоминания

Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.

Соощущения

Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?

Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.

Тренируем внимание

Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном

Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день

Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.

Запоминаем тексты с помощью пиктограмм

Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок

Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина

Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».

Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».

Вот как автор книги изобразила эти строчки с помощью пиктограмм.

Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.

Mind maps

Этот метод еще называют «ментальными картами», «интеллект-картами» или «картами памяти». Как и в случае с пиктограммами их необходимо рисовать. Но дело того стоит: mind maps дают долговременный эффект, если нужно полностью запомнить книгу, организовать бизнес-проект или набросать план отпуска.

Пошаговая инструкция по рисованию ментальных карт выглядит так.

  • В центре изображаем образ задания, проблемы или области знания.
  • Отводим в стороны в виде толстых ветвей основные разделы карты (подписываем их по минимуму и нумеруем).
  • С помощью ключевых слов, цветов и пиктограмм раскрываем детали на тонких ветках.

Напомним: упражнения для памяти дадут результат только при многократном повторении.

Техники для лёгкого запоминания

Существуют методики улучшения памяти и внимания – техники запоминания, которые позволяют добиваться впечатляющих результатов путём изменения подхода к обработке информации.

  1. «Акроним» и примыкающая к ней техника «Акростих».

    Упрощают запоминание сложных цепочек и рядов путём соотнесения первых букв в более простой контрольной фразе с первыми буквами элементов запоминаемой последовательности. Например, иерархическая классификация в биологии может быть представлена в виде фразы «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернётся», которая используется для запоминания следующей последовательности: «Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид».

  2. «Мнемофраза».

    Содержательная фраза, в которой собраны слова, подчинённые определённому правилу. «Уж замуж невтерпёж» объединяет в себе наречия, которые пишутся без мягкого знака.

  3. «Мнемостих».

    Техника, сходная с предыдущей, но в ней, благодаря ритмике и рифме, процесс запоминания проходит проще. Так начало числа пи (3,1415926) запоминается с помощью следующего четверостишья:

    «Нужно только постараться

    И запомнить всё, как есть:

    Три, четырнадцать, пятнадцать,

    Девяносто два и шесть».

  4. «Образ буквы».

    Техника сводится к визуализации очень яркого образа того или иного элемента (буквы, цифры). Например, в слове «ломоть» ударение приходится на последнюю «о», и чтобы это запомнить достаточно представить букву в виде горящего колеса.

  5. «История».

    Один из самых популярных методов длязапоминания большого количества несвязанных предметов, которые включаются в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской. Особенности таковы, что благодаря эмоциональной окраске детали легче запечатлеваются в памяти. Таким же образом можно запоминать, например, несвязанные цвета, если каждый цвет ассоциативно «привязать» к персонажу истории. Например, если надо запомнить жёлтый, серый и фиолетовый цвета, то придумывается история, в которой серая мышь, спасаясь от жёлтого солнца, прячется в фиолетовом баклажане.

  6. «Цепочка».

    Техника схожа с предыдущей, однако здесь каждый новый поворот сюжета, добавляется к предыдущему: «серая мышь, держит в лапах жёлтый сыр, в котором видна фиолетовая плесень».

  7. «Локация».

    Для создания запоминаемого образа элементы представляются в помещении или на определённом маршруте. Например, чтобы запомнить список покупок можно представить их все на полках холодильника.

Существуют и другие, менее популярные техники, однако независимо от степени овладения практиками, их применение требует расширение возможностей нейронных сетей. А это напрямую зависит от состояния клеток головного мозга и их способности осуществлять химическое и электрическое взаимодействие. Для создания оптимальных условий мозговой деятельности применяют средства, стимулирующие процессы прохождения сигнала.

Упражнение «Цифры и ассоциации»

‍Возраст: от 5 лет‍Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию

Важно привязать образ к каждой цифре

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.  

Упражнение 12: «Данетки»

Это увлекательная игра, которая может скрасить не один вечер! Ведущий задает ситуацию, а участникам предстоит при помощи однозначных вопросов (на которые можно ответить только «да» или «нет») отгадать, что произошло. Приветствуются фантазия, креативное мышление и «допрос с пристрастием».

Пример игрового сюжета: в ресторан заходит мужчина и обращается к бармену с просьбой дать стакан воды. Тот наставляет на него пистолет. Мужчина говорит «Спасибо!» и уходит. — Расскажите, что произошло? Чем больше вы задаете вопросов, тем ближе к истине.

Такие игры называются «данетки», им посвящены целые сайты в Интернете. Вы можете обыгрывать ситуации в компании коллег и родных или упражняться в интеллекте самостоятельно, отгадывая задачки, собранные на соответствующих ресурсах.

Комментарий эксперта

Шон Кларк, фитнес-консультант, эксперт по здоровому образу жизни

Верите вы в это или нет, но сделать вас умнее могут физические тренировки — бег, велоспорт, силовые упражнения. Результаты исследований, опубликованные в 2014-м году в журнале Comprehensive Physiology, показали, что упражнения улучшают когнитивные функции и работу участков мозга, ответственных за контроль познавательных процессов.

Ученые, проводившие исследования, рассказали, что нашли несколько объяснений данному феномену. Во-первых, физическая нагрузка положительно влияет на метаболические процессы, что в свою очередь поддерживает функции мозга. Помимо этого, увеличенное поступление кислорода, улучшенное питание и высвобождение гормонов и нейромедиаторов, а также другие изменения, происходящие во время тренировки, влияют на тело на молекулярном уровне. И все это — делает вас умнее.

Полезны для работы мозга также релаксация и медитация. В отличие от обычных упражнений, которые тренируют мозг, чтобы он показывал высокие результаты в обработке информации, медитация учит быть внимательным, сконцентрированным. Исследования, опубликованные в издании Consciousness and Cognition, продемонстрировали, что медитация улучшает пространственную ориентацию, память и положительное влияет на способность принимать решения.

Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов – по десятибалльной шкале – можно оценить состояние вашего здоровья.

Фильмы-головоломки, которые отлично тренируют мозг

Кроме специальных упражнений, творческие люди придумали сюжеты и сняли фильмы, развивающие мозг. Я подобрала для вас топ-15 кинопроизведений, которые заставят вас пошевелить извилинами, чтобы понять их логические цепочки:

  1. “Начало” – вы будете путаться в сновидениях, что заставит ваш мозг работать во всю мощь.
  2. “12 обезьян” – будете напряженно смотреть фильм до конца, пытаясь разобраться в сюжете.
  3. “Игра” – сложный для понимания, но хорошо прокачивающий мозг фильм.
  4. “Исходный ход” – ваш вариант, если хочется и мозгами пошевелить, и романтику почувствовать.
  5. “Интерстеллар” – космос соединен с обычными вещами: любовью, семьей, предательством.
  6. “Иллюзия обмана” – очень советую! Вы получите эстетическое удовольствие, но также придется поднапрячься, чтобы понять логику фильма.
  7. “Загадочная история Бенджамина Баттона” – очень интересный фильм, который перевернет ваше мировоззрение.
  8. “Час расплаты” – обычная картина с закрученным концом.
  9. “Эффект бабочки” – немного тяжелый психологический фильм с глубоким смыслом.
  10. “Матрица” – нашумевший фильм, заставляющий задуматься.
  11. “Дежавю” – повторение разных историй, фильм держит в постоянном напряжении.
  12. “Фонтан” – заставляет переоценить привычные вещи.
  13. “Малхолланд Драйв” – интересно снятые картины, которые зрителю нужно собрать воедино.
  14. “Пиджак” – этот фильм точно не оставит вас равнодушным, от него веет спокойствием, хоть и приходится немного подумать.
  15. “Господин Никто” – заставляет задуматься о ежедневном выборе.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше. 
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого. 
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Как проявляется старение мозга

В зрелом возрасте защитные механизмы уже не успевают исправлять сбои в нервных клетках, поэтому после 30–35 лет появляются первые признаки возрастных изменений – снижается объем оперативной памяти, которая отвечает за запоминание актуальных действий и событий. Например, человек может забыть, где оставил припаркованную машину, купить некоторые продукты из списка покупок или что делал сегодня утром.

Старение мозга означает, что у пожилых людей замедляются когнитивные процессы. Но это замедление некритическое – здоровые пожилые люди без нервных и психических болезней тоже запоминают номера телефонов, номерные знаки или место, где оставили ключи от двери, но для восстановление событий из памяти им нужно больше времени, чем молодым.

С возрастом у пожилых уменьшается объем накопленных знаний, начинают пропадать события из автобиографической памяти. При этом процедурная память, которая отвечает за хранение информации о навыках, практически не нарушается. Например, если юноша когда-то научился ездить на велосипеде или водить машину, то в пожилом возрасте он не забудет, как управлять транспортом, но может забыть, по какой дороге добирался в училище, как звали первого начальника на работе или как называется столица Германии. То же касается мышечной памяти: навыки, например, игра на музыкальном инструменте или умение танцевать, закрепляются практически до конца жизни.

У пожилых людей снижается концентрация внимания. С возрастом становится все труднее сконцентрироваться на задаче или сосредоточиться на разговоре в шумном месте. Также снижается способность к разделению внимания. Если в молодости возможно одновременно готовить ужин и внимательно слушать играющее на фоне радио, то в пожилом возрасте это сделать уже труднее – нужно больше сил, чтобы выполнять несколько дел одновременно.

Пальцовка №2

Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга. Исходное положение, — на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец. Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному. Также делаем минимум 3 прохода.

Camera
SM-N910C

Focal Length
4.8mm

Aperture
f/2.2

Exposure
1/25s

ISO
320

Camera
SM-N910C

Focal Length
4.8mm

Aperture
f/2.2

Exposure
1/25s

ISO
320

Camera
SM-N910C

Focal Length
4.8mm

Aperture
f/2.2

Exposure
1/25s

ISO
320

Camera
SM-N910C

Focal Length
4.8mm

Aperture
f/2.2

Exposure
1/25s

ISO
320

Технология развития мышления

Не зависимо от того, хотите ли вы видеть положительные изменения в творческих способностях или добиваетесь критического мышления, процесс стимулирования нейронных связей выглядит очень похоже. Нужна практика с определенной периодичностью, так с каждым разом, нейропластичный центр нервной системы приспосабливается к определенной задаче и с каждым разом позволяет выполнить ее быстрее и точнее. Как и при мышечной нагрузке, важна регулярность, но также жизненно необходимы и периоды отдыха, в которые полученные навыки систематизируются и усваиваются. Разработанные специалистами программы тренировок на развитие мышления, интегрированные в онлайн тренажерах, позволяют определить нынешний уровень и улучшить мышление путем подбора оптимальной нагрузки и времени тренировок.

Положительное влияние гимнастики для мозга ребенка

Клетки мозга связаны со всем организмом человека, их стимуляция приводит к определенной реакции мышц, сухожилий. Если существует такая прямая связь, то должна быть и обратная, при которой определенные упражнения вызовут процессы в нейронах, создадут новые связи, тем самым способствуя развитию мозга. Это было доказано нейрофизиологами при различных исследованиях.

Существует даже программа развития мозга, в основу которой положены разработки американских исследователей Гейла, Пойла Деннисона. На основе различных экспериментов они составили комплекс упражнений по нейрогимнастике, выполнение которых приводит к стимуляции естественных процессов в различных зонах мозга.

Суть нейрогимнастики в том, что выполнение определенных движений объединяет работу мышц и мысли человека. Постоянно повторяющиеся упражнения формируют связи между нейронами, облегчают образование новых.

В чем эффект нейрогимнастики:

  • улучшение памяти, быстрое запоминание новой информации;
  • реорганизация мозговых связей, оптимизация работы мозга;
  • повышение внимания, развитие речи, мелкой моторики;
  • организация синхронной работы правого и левого полушарий;
  • выявление скрытых возможностей мозга.

Лишь 10 % из всех людей используют оба полушария в своей ежедневной работе, именно такие люди добиваются определенных успехов, наиболее полно раскрывают свои скрытые возможности. Задачей каждого родителя, который хочет видеть своего ребенка умным, способным справляться с поставленными перед ним заданиями, является своевременное обучение, раскрытие возможностей головного мозга, его гармоничное развитие.

Как развить левое полушарие мозга?


Развитие левого полушария мозга

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте витамины для улучшения работы мозга

MasterVision

Сайт: https://isakov.mymv.ru/Стоимость: бесплатно

Бесплатный 3-дневный онлайн-мастер-класс «Возможности памяти»

План мастер-класса

ДЕНЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МНЕМОТЕХНИКУ. МНЕМОТЕХНИКА — СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПАМЯТИ

  • Вызовы, с которыми нам приходится сталкиваться в современном мире: циф ровой дебилизм, ухудшение памяти, цифровая зависимость, снижение внимания и концентрации, СДВГ, снижение креативности, огромные объёмы информации
  • Работа в ближайшем будущем. Что уже умеют компьютеры? Каково место человека на рынке труда? Какие навыки необходимы современному человеку? Как их развить?
  • Слабые стороны памяти
  • Сильные стороны памяти
  • Мнемотехника как проверенный способ использования скрытых возможностей памяти
  • Иностранные слова
    — Латинские слова
    — Зачем нужен иностранный язык. Билингвизм
    — Сколько времени уходит на изучение иностранного языка?
  • Бонус: пальминг – эффективный способ снять усталость с тела, глаз, перезарядиться

ДЕНЬ 2. МНЕМОТЕХНИКА В БЫТУ

  • Ухудшение памяти
    — Что влияет на ухудшение памяти
    — Какие прогнозы?
    — Количество информации, с которым сталкивается наш мозг
    — Что происходит, когда мы доверяем калькулятору, записной книжке и т.д.
  • Метод локаций (Цицерона, Дворец памяти, Чертоги разума)
    — История появления, вспомните что-то и увидите, где это было
    — Запоминание списка дел
    — Запоминание списка покупок
    — Запоминание ярких моментов из жизни
  • Бонус: метод Пифагора — простой способ улучшить память

ДЕНЬ 3. МНЕМОТЕХНИКА — ПОМОЩНИК В ЭФФЕКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛЮДЬМИ

Почему мы забываем имена людей?
В чём особенность мозгов мнемонистов?
Польза мнемотехники
Число Данбарра — скольких людей мы помним
Почему важно помнить лица и имена людей?
Основы запоминания имён людей
— Сможете запомнить: новые сотрудники, коллеги, товарищи, знаменитые личности, одногруппники, прочее
Бонус: фингер фитнес — эффективный способ активизировать мозг где угодно и когда угодно

Упражнения по брейн-фитнесу

Упражнения по брейн-фитнесу можно выполнять как в обычном режиме, так и с помощью компьютера – онлайн. В первом случае понадобятся специальные приспособления: карточки с цифрами, картинками, задачами, примерами, ручка и секундомер.

Выполнять упражнения удобнее в онлайн-режиме: специальные бесплатные тесты позволяют выбрать направленность упражнений (развитие памяти, внимания, мышления, логики и др.), в программах, как правило, присутствует встроенный таймер, и кроме компьютера ничего не понадобится.

Наиболее популярные упражнения по брейн-фитнесу:

Найти одинаковые предметы. Человеку предлагается изображение с множеством разных картинок, среди которых нужно найти пару одинаковых.

Найти число. В матрице расположены разноцветные таблички с четырехзначными числами. Среди них нужно найти указанное число.

Запомнить закрашенные поля. Человек видит перед собой небольшое поле из закрашенных и незакрашенных клеток, расположенных в хаотичном порядке. Через несколько секунд все клетки становятся незакрашенными, и нужно выделить те из них, которые были закрашенными.

Мысленно сложить части геометрических фигур. На экране (или бумаге) изображены несколько частей одной большой геометрической фигуры. Ниже приводятся варианты того, какой получится фигура при их соединении.

Сравнить числа. Поле разделено на две части, и с каждой стороны записаны числа или простые примеры. Человеку нужно быстро их сравнить и выбрать то, что больше. По ходу решения примеры усложняются. Например, сначала даны числа 12 и 53, а затем уже примеры: 129-85 и 328-176.

Почти все упражнения по брейн-фитнесу выполняются на скорость, и очень важно отслеживать динамику и сравнивать, сколько времени понадобилось на решение при первой тренировки и как оно изменилось через неделю. К упражнениям также относятся кроссворды, сканворды, Судоку, решение математических примеров и многие другие способы развития мозга

К упражнениям также относятся кроссворды, сканворды, Судоку, решение математических примеров и многие другие способы развития мозга.

Игры для тренировки мозга

Игры для тренировки мозга сильно схожи с упражнениями, но обычно они более динамичные.

СПРАВКА! Игры для тренировки мозга в основном проводятся в онлайн-режиме. К примеру, очень популярна игра с сортировкой предметов. Она напоминает тетрис, только сверху «падают» не фигуры из клеток, а изображения чего-либо (например, бананы и вишни, зайчики и ежики). Человеку нужно нажимать определенную клавишу, когда «падает» один объект и другую клавишу, когда другой. Скорость движения объектов постоянно растет.

Еще одна распространенная игра, которая несколько лет назад вызвала ажиотаж в соцсетях – чтение цветов. На экране возникают слова, обозначающие цвет, но буквы при этом окрашены в иной цвет. Человеку нужно называть именно то, что написано, вне зависимости от цвета шрифта. Как показывает практика, в первые разы человек постоянно совершает ошибки, но со временем их становится все меньше.

СПРАВКА! Данная тренировка создана на основе эффекта Струпа.
К играм по развитию мозга относятся, например, пятнашки.

Развитие внимательности у взрослых

Чтобы родители могли научить своего ребенка внимательности, они сами должны обладать этим навыком. Развить свою внимательность взрослые могут с помощью ежедневной практики или специальных тренингов, которые становятся все более и более популярными.

Курсы развития внимательности обычно длятся несколько месяцев и включают два типа внимательности: формальную (медитация) и неформальную (осознание момента). Однако следует помнить, что внимательности нельзя научиться за одну, даже интенсивную тренировку. Её нужно постоянно развивать и закреплять в повседневной жизни.

Сегодня о внимательности всё чаще говорят в контексте борьбы со стрессом, хронической усталостью, бессонницей, депрессией и другими состояниями. Цель использования техник внимательности – развить у человека ​​способность замечать все разнообразие раздражителей, как внутренних, так и внешних. Состояние внимательности представляет собой форму колебания внимания между внутренними ощущениями и внешними проявлениями. Развитию внимательности способствуют тренажеры Викиум.

Упражнения в быту при деменции

Вышеописанные упражнения – это своего рода специальные занятия с необходимостью подготовки материала. Но не стоит сбрасывать со счетов и другие возможности поддержания мозговой деятельности. Например, раскладывание белья с его сортировкой, вытирание посуды и раскладывание её по нужным ящикам в шкафу, выкладывание из сумок покупок и правильное размещение продуктов в кухонных шкафах и т. д. Вообще людей с прогрессирующей деменцией стоит как можно чаще привлекать к делам, связанным с сортировкой чего-нибудь. Это помогает поддерживать логику, запоминать что-где лежит (это потом можно там взять), в добавок работа руками физически воздействует на активизацию мозговой деятельности.

Помимо этого, любая домашняя работа, особенно удачно выполненная, доставляет массу удовольствия человеку

Он не чувствует себя больным, деградировавшим, он видит, что полезен, и это вызывает массу положительных эмоций, что крайне важно при заболеваниях мозга.

Ещё одно эффективное и практичное упражнение – это прогулки по маршруту с запоминанием, что и где расположено. Цель в том, чтобы человек мог не только уйти из дома, но и вернуться. Отличительной чертой пациентов с прогрессирующей деменцией является усиливающееся желание к прогулкам, в результате которых нередко их приходится искать

Поэтому гулять лучше всегда в сопровождении и при этом все время обсуждать, что видим, куда идём, акцентировать внимание на запахах и т. п

Это способствует бессознательному запоминанию дороги домой и в критической ситуации может помочь.

Ещё один приём, который можно использовать в быту, – это работа с ощущениями. Например, доверьте человеку мытье фруктов. Контакт с водой сильно успокаивает, и наполняет положительными эмоциями, прикосновение к красивым спелым фруктам только усилит эффект. А после всего можно предложить разложить фрукты по коробкам или ящикам, в которых они обычно хранятся.

Как влияет окружение на творчество

Крупные инновационные компании четко понимают важность создания для своих работников творческой атмосферы. Сотрудники таких компаний, как правило, проводят свой рабочий день в просторных, приятных и светлых помещениях

А в спокойной обстановке, когда не нужно никуда мчаться с бешеной скоростью, человек становится более изобретательным.

Приведем пример. Лионель Месси играл в сборной Аргентины. Это тот же человек с тем же мозгом, который выступает за «Барселону». Однако, налицо факт: в «Барселоне» его производительность гораздо выше. За один матч он проводит 10-15 атак, 2-3 из них заканчиваются голом. Одновременно с этим во время игр за сборную Аргентины он проводил по 2-3 атаки за игру, следовательно, и его шансы на гол значительно уменьшались.

То, каким образом человек использует свой творческий потенциал и свои навыки очень сильно зависит от команды, атмосферы на тренировках, от обстановки и самочувствия.  

Творчество – это не волшебная лампа, которую можно включить, когда заблагорассудится, оно самым тесным образом связано с тем, что нас окружает, поэтому обстановка должна быть максимально стимулирующей.

Что это и когда появляются

Возрастные изменения головного мозга – это постепенное снижение умственных показателей из-за нарушений структуры нервных клеток, межклеточных связей и снижения объема серого вещества. Изменения возникают : от тканей до молекул и начинают формироваться в возрасте до 20–25 лет. В молодости это незаметно: они компенсируются пластичностью мозга и его высокой способностью к самовосстановлению.

Со временем возрастные изменения более заметны: люди хуже запоминают, им труднее сконцентрироваться, они медленнее учатся и чаще совершают ошибки в повседневных делах. Но это не значит, что на когнитивных функциях можно ставить крест. Например, результаты исследований говорят о том, что в зрелом возрасте люди выполняют тест на вербальные способности и пространственное мышление лучше, чем молодые.

Плюсы и минусы когнитивной гибкости

Развитая когнитивная гибкость – это преимущество человека. Ведь именно благодаря такой способности человек легко адаптируется к переменам, быстро находит правильные  решения, стратегически мыслит и может видеть ситуацию с разных сторон. Все это неизменно ведет к достижению успеха в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Однако и у такой замечательной способности есть недостатки. Прежде всего, люди, обладающие гибкостью ума и мышления, достаточно тяжело справляются с рутинной работой. Также они, как правило, чрезмерно импульсивны, и им не хватает упорства. Но все же у ригидности мышления минусов больше, хоть и она не является абсолютным злом. 

Подумайте о вашем внимании, как о мышце

Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.

  • Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
  • Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
  • Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.

Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.

Зарядка для мозга

Упражнение №1 «Кулак – ладонь»

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение №2 «Ухо – нос»

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Упражнение №3 «Класс»

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак «класс». Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение №4 «Победитель»

Одна ладонь показывает знак «Ок», вторая – «V». Чередуйте руки.

Упражнение №5 «2 пальца»

На одной руке соедините указательный и средний пальцы, а указательный палец второй руки должен накрыть эти два соединенных пальца. Чередуйте руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector