Цитатный план повести кавказский пленник толстого 5 класс
Содержание:
- Описание презентации Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу по слайдам
- Алгоритм составления общего плана текста
- Составляем план текста правильно
- Как составить план рассказа?
- Чем полезен данный план
- Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
- С чего начать и как сделать правильный план текста?
- Цитатный план мифа о Прометее
- Как составить цитатный план
- Как составить цитатный план по литературе
- Как составить цитатный план
- Главный герой рассказа
- Как составить цитатный план
- Какие существуют требования
- Пример составления тезисного плана
- Как составить цитатный план
- Цитатный план характеристики одного героя из рассказа Максима Горького детство
Описание презентации Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу по слайдам
Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу И. А. Бунина «В деревне»
Цитата (от латинского «zito» – «призываю в свидетели» ) – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания, от словосочетания или простого предложения до внушительного отрывка текста.
В текстах цитата оформляется как прямая или косвенная речь. Используя прямое цитирование, необходимо указать автора, произведение и, непосредственно, высказывание в кавычках. Косвенное цитирование не предполагает указание автора, цитата вводится в текст с помощью вводных слов или вставных конструкций. Очевидно, что прямая речь является более выразительной и убедительной. Для чего мы используем цитаты в своей речи, письме? Для подтверждения своих мыслей, для разъяснения какого-либо вопроса или для того, чтобы блеснуть в обществе? Здесь будет уместно изречение Мишеля де Монтеня : «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль» .
Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план второй части: 1. «А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню? » 2. «Резкий, морозный воздух так и охватил всего…. » 3. «К обеду солнечный день окончательно разыгрался» . 4. «И весь день не хочется уходить со двора!» 5. «И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»
Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план третьей части: 1. «Мне грустно стало покидать родной дом…» 2. «Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…» 3. «…и я спешу наглядеться на всё деревенское» . 4. «В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро…. » 5. «Мы опять едем мимо чёрных изб…» 6. «Впереди только поле, белая пелена пушистого снега» . 7. «Но всё-таки весна близко!»
- https://obrazovaka.ru/literatura/citatnyy-plan-kak-sostavit.html
- https://nauka.club/literatura/tsitatnyy-plan.html
- https://present5.com/chto-takoe-citata-primery-citatnogo-plana-k-rasskazu/
Алгоритм составления общего плана текста
Крайне важна логичность изложения
В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:
- Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
- После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
- Данные нужно представить в форме пунктов плана.
- В логической последовательности располагаем пункты плана.
В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:
- Логичность изложения.
- Отсутствие повторов.
- Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
- Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
- Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
- Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.
Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.
Составляем план текста правильно
Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:
- Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
- Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
- Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
- Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
- Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
- Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
- План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
- Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
- Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
- Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
- При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.
Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!
Как составить план рассказа?
Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.
Составление плана рассказа
Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:
- Определитесь с темой рассказа.
- Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
- Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
- Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
- Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
- После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.
План готового текста
Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:
- Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
- Разделите текст на четыре части:
- завязку;
- развитие сюжета;
- кульминацию;
- развязку.
- Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
- Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
- Проделайте эти же процедуры с другими частями.
Виды планов
Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:
- вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
- тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя – краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
- назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
- план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса – поход на стадион);
- комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.
Композиция текста
При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:
- Вступление – в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
- Завязка – опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
- Развитие действий – наибольшая по объему часть рассказа.
- Кульминация – наивысшая точка развития событий.
- Развязка – заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.
Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.
Чем полезен данный план
Особенностью цитатного плана, выделяющего его среди других методов оформления сочинения, является его уникальная возможность максимального использования полученных при прочтении знаний. Ведь что такое цитатный план? Это не что иное, как заимствование (обдуманное, конечно же) цитат прямиком из текста, что дает человеку, который пишет изложение, возможность применить текст в качестве основной опоры, которая даст толчок к появлению идей по поводу прочитанного. Самой большой трудностью при выборе цитат, которые лягут в основу будущего сочинения, станет проблема нахождения выдержек, наиболее очевидно и точно описывающих заданную тему и ход мыслей. Но при условии внимательного прочтения произведения, будь то поэма, рассказ или стихотворение, человеку не составит труда припомнить цитаты, наиболее глубоко врезавшиеся в сознание, такие, которые позволят дать ему ту самую «точку опоры». Не стоит отчаиваться, если в голову не идут никакие цитаты. В конце концов, книга, электронная или обычная, всегда находится рядом с вами для восполнения недостающих элементов.
Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
Записываем заголовок к каждой части.
Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
С чего начать и как сделать правильный план текста?
По своему предназначению и задачам, которые должен решать текст, их можно разделить на определенные типы. Каждый из них структурирован по схеме, которая может сильно отличаться друг от друга. Например, научные доклады и новостные статьи имеет неодинаковую структуру, так как предназначены для решения совершенно разных задач.
Прежде, чем приступать к написанию какого-то текста, важно осознавать, каким его ожидают видеть читатели. Если его структура отличается от текстов той же стилистики и жанра, он не будет восприниматься так, как этого ожидает автор
Чтобы такого эффекта не возникало, нужно всегда придерживаться принятой структуры для выбранного жанра и стиля.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Шаг №1: заголовок
Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.
Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:
- пообещайте читателю, что он получит выгоду;
- подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
- поймите, к кому вы обращаетесь;
- вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
- сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.
Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.
Дальше дело за вступлением.
Шаг №2: лид-абзац
Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.
Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:
Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного
Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.
Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?
Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?
Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?
Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.
Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли
Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:
- Вступление.
- Зачем составлять план статьи.
- Каким может быть план.
- Как составить план текста: пошаговая инструкция.
- Чек-лист для проверки плана статьи.
- Заключение.
Шаг №4: подпункты
Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них.
Пример:
Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.
Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.
Шаг №5: заключение
Заключение получится хорошим, если вы:
- сделаете выводы из всех основных разделов;
- коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
- обозначите пользу, которую получит читатель.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки
Цитатный план мифа о Прометее
На уроках литературы в 5 или 6 классе учителя иногда просят класс составить цитатный план мифа о Прометее.
Цитатный план — это схема произведения, которая составляется только с помощью выдержек из произведения, цитат. Добавлять слова от себя нельзя.
Составим такой цитатный план по рассказу из книги Николая Альбертовича Куна «Мифы Древней Греции»:
«На край земли привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы».
«Один остался Прометей… только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою».
«Прометей пожалел людей… и похитил для них божественный огонь».
«Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа».
«Из этого рода произойдет тот смертный, который освободит меня из оков».
«Каждый день громадный орел прилетает… рвет своим клювом печень титана… Непреклонный Прометей по прежнему хранит тайну».
«Миг освобождения настал… Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы».
Как составить цитатный план
Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.
Рис. 1. Составление цитатного плана
Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.
В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.
Чаще всего используются словосочетания и предложения.
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
-
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
-
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
-
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
-
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
-
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
-
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
-
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
-
пропущенные слова заменяются многоточием.
Как составить цитатный план
Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.
Рис. 1. Составление цитатного плана
Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.
В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.
Чаще всего используются словосочетания и предложения.
Главный герой рассказа
Мальчишка стремится оправдать доверие матери, отправившей его в рай. Парнишка отличился знаниями уже в деревне. Он хотел читать и уже начинал ощущать в себе возможности сочинительства: «…в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя”. Ученик воспитан в традициях русского народа. Он уважает и немножко побаивается учителя. Ребенку невдомек, что педагог может бескорыстно помочь, для него это люди из другого более сложного взрослого мира. Голодный парнишка каменеет в квартире Лидии Михайловны: «…И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать”.
Тема народа в романе «Война и мир» – сочинение об образе русского народа
От страха у мальчишки пропадали все чувства, даже самый трудно скрываемый – голод: “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит”.
Как составить цитатный план
Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.
Рис. 1. Составление цитатного плана
Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.
В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.
Чаще всего используются словосочетания и предложения.
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Пример составления тезисного плана
Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.
Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:
- Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
- Коэффициент результативности контекстной рекламы.
- Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
- Условия, при которых реклама будет эффективна.
- Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
- Результаты тестирования.
Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.
Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.
В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:
Как составить цитатный план
Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.
Рис. 1. Составление цитатного плана
Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.
В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.
Чаще всего используются словосочетания и предложения.
Цитатный план характеристики одного героя из рассказа Максима Горького детство
В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации. При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи. У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась. Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть. М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенес Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда ей «за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли». Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: «Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. » Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, «самым понятным и близким человеком». «Вся она темная, но светилась изнутри.. . неугасимым, веселым и теплым светом». Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа.. . и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией
Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика
Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А ее героизм во время пожараОна была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других. М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.