Что такое «коучинг» в современном понимании? плюсы и минусы

Коучинг не то, чем он кажется

Когда я сам пытался найти разницу между коучингом и другими видами услуг в бизнес консультировании самыми простыми словами, то сталкивался с такой мыслью, что и сами коучи не знают разницы между тем же коучингом и тренингом. Начитавшись статей таких “специалистов”, я выбрал для своей первой сертификации именно коучинг.

Но это оказалось совершенно не тем, что я ожидал. Я поначалу подумывал дать задний ход и только привычка доводить все дела до конца, даже если на горизонте виднеется не самый лучший результат, уберегла меня от такого решения.

А все потому,  что многие “гуру” думают, что коучинг — это когда тренер работает с клиентом один на один, а тренинг, это когда клиентов много, и коуч работает сразу с группой людей. Это крайне неверная трактовка и смешение понятий. По-хорошему стоило бы написать отдельный материал для того, чтобы разобраться что же такое тренинг. Но сегодня только про коучинг.

Так вот, друзья. Коучинг бывает как индивидуальный, так и групповой. И если вы выбрали себе коуча для решения своих задач, то просто спросите его, в чем отличие между тренингом и групповым коучингом. Если вы получите четкий ответ, который я опишу чуть ниже, то поздравляю: вы выбрали хорошего специалиста.

Теперь еще немного заблуждений. Бытует мнение, что коучинг можно условно разделить на 2 подвида: фристайл и процессный.

Фристайл, свободный стиль — это такой вид коучинга, при котором клиент заранее покупает у коуча несколько часов сессий под самые разные задачи и план действий по решению этих задач создается в ходе работы.

Следовательно, процессный — это когда у клиента есть видение своего будущего и своих целей, а коуч, на основе полученных данных, выстраивает пошаговый план реализации таких перспектив с помощью алгоритмов и процессов.

Если вы хотите найти себе хорошего специалиста или же стать таковым, то оба этих утверждения должны стать для вас табу. Ни один, уважающий себя и своего клиента, специалист не будет работать в свободном стиле, так как есть определенные правила проведения сессии. Также ни один коуч не будет выстраивать для клиента какие либо дальнейшие действия.

Потому что коучинг — это когда клиент все делает сам. А главная задача коуча — не выходить ни на шаг из позиции коуча во время прохождения сессии. Теперь понимаете в чем суть? Клиент через свое осознание проблемы делает сам то, что ему нужно.

Коуч вместо клиента ничего не делает, потому что у него совершенно другая задача. Чтобы немного приблизиться к пониманию кто такой коуч, посмотрите сериал “Миллиарды”. Там очень наглядно показана работа такого специалиста в компании, которая зарабатывает на перепродаже активов.

Что такое коучинг?

Слово «коучинг» у многих на слуху, популярность растет из года в год, но начиная работу с клиентами, оказывается, что люди не совсем понимают значение этого слова, а следовательно, не понимают, что они могут получить, записавшись на коуч-сессию. Ведь коучинг – это и не консультация, и не тренинг.

«Коучинг как партнерство с клиентами и творческий процесс, который вдохновляет их на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала. Во время коучинговых сессий клиенту помогают найти ответы на вопросы внутри самого себя, а также раскрыть его способности и навыки.

Коуч — это человек, который помогает вам в достижении жизненных или профессиональных целей. Он умеет слушать и наблюдать, выявлять индивидуальные особенности клиента и находить подходящие решения для него. Коуч определяет, куда вы хотите попасть и помогает найти оптимальный для вас путь. Вся суть заключена в том, чтобы помочь клиенту начать пользоваться именно теми навыками, которые у него развиты лучше всего. Они раскрываются и проявляются во время консультаций.

Другими словами, это процесс изучения самого себя, поиск ответов не во внешнем окружении, а в своей собственной голове и внутренних процессах. Такая совместная работа дает возможность увидеть себя «со стороны», провести анализ, а при необходимости — изменения в действиях. Коучинг не направлен непосредственно на облегчение психологической боли или лечение эмоциональных расстройств. Это не терапия, и эмоциональное исцеление не является его фокусом. Тем не менее процесс терапевтический, поскольку он повышает самосознание клиентов и способствует их саморазвитию». (Источник)

Ставь цели и достигай их!
Бесплатный мастер-класс «ДЕЙСТВУЙ! УДВОЙСЯ! Х2». Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!

Забрать подарок

Взаимодействие между коучем и клиентом

Задача коуча помочь вернуть внутреннюю силу, спроектировать будущее и набросать алгоритм дальнейших действий с помощью сильных вопросов. Помочь восстановить силу и ресурс и уйти. Все. Никаких советов, инструкций и установок. Достаем то, что уже есть и учимся мыслить с точки зрения потенциала, а не проблем. Так работает правильный коучинг, пишет Алина Святненко на странице в Facebook.

Поскольку я работаю по стандартам Международной Федерации Коучинга, для меня важно отметить, как она определяет, что такое коучинг.  Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в личной и профессиональной жизни. Посредством коучинга клиенты углубляют свою осознанность, повышают личную эффективность и качество жизни

На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает и вносит свой вклад в виде наблюдения и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор

Основное внимание коуч обращает на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра

Как стать коучем

Профессия коуча в России набирает обороты. Появляется много желающих ее освоить. Образование можно получить в Международной Федерации или академии коучей, а также есть много обучающих курсов. Но кроме образования важны личные качества, которыми должен обладать коуч. Коучинг предполагает тесную работу с разными людьми, поэтому незаменимы такие личные качества, как коммуникабельность, терпение, внимательность, креативность, доброжелательность, умение расположить к себе собеседника.

Основу работы коуча составляют:

  • Вера в людей. Раскрыть таланты в другом человеке можно лишь в том случае, если коуч верит в самого себя.
  • Доверие к миру. Коуч верит, что все, что случается с человеком в жизни имеет свой смысл, нужно только понять и осознать его. Ничего не происходит просто так. В силах человека добиться желаемого, если идти собственным путём.
  • Осознанность. Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Вместе с ростом потребностей в услугах коуча увеличивается и потребность в коучинговых специальностях. Работа с коуч тренером поменяет отношение ко многим вещам, и изменит жизнь в лучшую сторону. Ежегодно появляются новые методики и эффективные способы коучинга. Главное условие для достижения результата – стремление человека меняться и быть готовым к переменам. Вывести свою жизнь на качественно новый уровень может каждый, необходимо лишь захотеть. Основная цель коучинга – дать человеку осознание того, что он сам ответственен за собственную жизнь, только он может изменить ее к лучшему. На достижение этой цели и ориентированы методики коучинга.

Техники коучинга

Идеальный коучер – харизматическая личность, способная очаровать других, заставить их выйти за пределы выстроенного мира, найти новое воплощение своих возможностей, желаний, потребностей. Такой человек действует на уровне подсознания, слушает интуицию. То, как он взаимодействует с людьми, идет как бы изнутри.

Но харизмой обладают далеко не все, а коучерами становятся многие. Объяснить этот факт можно умением использовать специальные техники, например:

Отключение внутреннего голоса, который занят оценкой происходящего. Об этом говорил еще известный американский бизнес-тренер Тимоти Голви, автор книги «Внутренняя игра в теннис».


Фото Mateus Campos Felipe on Unsplash

GROW. Название сформировано из первых букв четырех английских слов, означающих цель, реальность, варианты, желание. При реализации этой модели уточняется цель, рассматривается реальность, производится подбор вариантов к ее достижению, анализируются препятствия. В конце клиент сам определяет, как добиться результата.
Scope. В ее основе – внутреннее сопротивление человека к достижению цели. Он вроде бы ее знает, но чувствует нежелание стремиться к ней. В процессе работы уточняется цель, осуществляется поиск барьеров, выясняются причины их появления и способы избавиться их снять. Далее используется модель GROW.
Колесо коучинга

Клиент определяет важные сферы жизни (например, здоровье, работа, семья), с помощью коучера анализирует их, выделяет те, в которых чувствует себя неважно, составляет план действий.
Модель У. Диснея

Проблема, которую обозначил клиент, рассматривается с точки зрения мечтателей, критиков и реалистов. Задача мечтателей – придумать новую идею. Критики ее анализируют со всех сторон. Реалисты несут ответственность за достижение.

Коучинг простыми словами – это система знаний, умений, позволяющих каждому человеку добиться самореализации, раскрыть свои возможности. Коучером может стать любой, кто готов помогать себе и другим, учиться новому и открыто смотреть в будущее.

Происхождение понятия коучинг (coaching)

В ХIХ веке коучами называли репетиторов. Коучинг как направление возникло в 80-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Его основоположниками принято считать Тимоти Голлви, Томаса Дж. Леонарда, Джона Уитмора. Изначально данное понятие применялось в спортивной среде, но со временем получило широкое распространение на другие сферы деятельности.

Тимоти Голлви разработал методику для спортсменов, которая избавляет от психологических барьеров на пути к достижению целей. Он подробно описал ее в книге «Внутренняя игра». Голлви уверял, что когда тренер поможет спортсмену избавиться от неуверенности в собственных силах и применить его скрытые возможности, активизировать потенциал, то подопечный самостоятельно добьется поставленных целей. Голлви дал следующее определение: «Коучинг – это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».

Томас Леонард продолжал изучать эту методику и развил коучинг в сфере бизнеса. Он основал университет коучей, где обучал бизнесменов и предпринимателей. Томас объединил бизнес и психологию.

Джон Уитмор написал книгу «Коучинг высокой эффективности» и продолжал развивать это направление. Он утверждал, что основная задача коучинга заключается в развитии осознания и ответственности за последствия, а суть коучинга – это «раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей, чтобы повысить уровень призводительности и продуктивности».

Коучинг не дает четких указаний, не подсказывает решение. Основа метода заключается в том, что все ответы, решения и возможности скрыты в подсознании каждого человека, и необходимо лишь создать определенные условия для того, чтобы их найти, осознать и реализовать. Осознание является основополагающим критерием коучинга

Оно дает способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя степень их важности. Ответственность за последствия — ещё один ключевой фактор

Коуч – человек, который помогает понять и применить эту методику

Он не подсказывает решение, а направляет внимание обучаемого на осознание ситуации, акцентирует его внимание на проблеме таким образом, чтобы подопечный сам понял суть проблемы и нашел решение. Ученик обретает способность и стимул анализировать и самообучаться, реализовывая собственный потенциал

Коуч мотивирует и придает уверенности в собственных силах для достижения цели.

Школа коучинга помогает выделить первостепенные цели и задачи, показывает путь к их достижению.

Современный коучинг подразделяется на:

  • Индивидуальный коучинг – способствует личностному росту.
  • Бизнес-коучинг – это коллективный труд коучей над улучшением профессиональных качеств и карьерного роста клиента в рамках его бизнеса.
  • Корпоративный коучинг – достижение поставленной цели в интересах компании. Сотрудники получают возможность самореализации, карьерного роста, а руководитель профессиональных и мотивированных работников. Как следствие рост прибыли.

По количеству участников коучинг делится на индивидуальный или групповой. По форме обучения бывает очный (личное присутствие) и заочный (не предполагает личного присутствия, осуществляется по телефону или через интернет).

Описание профессии

Профессия коуч находится на стыке нескольких сфер. В первую очередь, специалистам нужны знания по психологии (социальной, клинической, спортивной). Также в деятельности используются различные педагогические приемы, ряд методик взят из теории лидерства.

А при наличии должного желания и понимания общего направления движения конкретные шаги, которые необходимо осуществить, выбираются клиентом и тренером совместно.

Существует несколько основных видов коучинга:

Бизнес-коучинг способствует более активному развитию компании, преодолению застоя в делах, поиску новых путей для достижения заявленных целей. Иногда работа проводится только с собственниками или топ-менеджерами фирмы, но нередко к занятиям привлекается и линейный персонал. Это помогает повысить личную инициативу сотрудников, заинтересованность в результате общего дела и сознательность.

Лайф-коучинг охватывает личную сферу бытия человека, который зашел в жизненный тупик и не может из него самостоятельно выбраться. Решаются чаще всего проблемы личного характера: отношения в семье, выбор партнера, поиск гармонии между личной жизнью и работой, понимание своего места в жизни, забота о состоянии здоровья.

Карьерный коучинг выделяется как ответвление лайф-коучинга. Упор делается на профессиональную самореализацию человека. От тренера требуется раскрыть спящие таланты ученика (лидерские качества, коммуникативные способности, умение подать себя). Наставник может помочь с профориентацией и сопровождать подопечного в поиске работы.

Финансовый коучинг появился совсем недавно

Тренер помогает клиенту развить навыки работы с деньгами (учит экономности, азам накопления капитала, важности своевременной оплаты счетов и долгов).

Механизмы коучинга применяются при работе с людьми, страдающими дефицитом внимания, с учениками, которым требуется помощь для повышения успешности в учебе. Также есть коучи, помогающие людям с разными синдромами и болезнями, зачастую неизлечимыми, научиться жить максимально полноценной жизнью.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что достижению цели мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Чем коучинг отличается от тренинга

Не смотря на то, что понятие коучинга появилось уже давно и активно используется в повседневной жизни, еще далеко не все понимают, чем он отличается от тренинга. Даже сами коучи и тренеры не могут это толком объяснить. Попробуем сейчас в этом разобраться.

  1. Коучинг – это помощь в обучении и отсутствие у коуча позиции эксперта, а тренинг – это просто обцчение.
  2. Коучинг – это передача личного опыта от более опытного специалиста менее опытному. Тренинг – это активное обучение и передача знаний, развитие необходимых навыков и умений.
  3. Целью коучинга является повышение эффективности процесса самообразования, тренинга — сформировать и подкрепить нужные навыки и умения.
  4. При коучинге создаются комфортные условия для доверительной непринужденной беседы, избавления от внутренних страхов. При тренинге применяются стандартные формы активного обучения: кейсы, деловые и ролевые игры, мозговая атака и т.д.
  5. По большей части, при коучинге занятия проходят индивидуально, при тренинге – в групповом порядке.

Особенности коучинга у нас в стране

Считается, что коучинг зародился в 1974 году, когда Тимоти Голви издал свою книгу “Теннис как внутренняя игра”. Так что эта теория не нова, и сейчас в США и Европе к помощи коучей прибегает множество людей.

В нашей стране к коучам, как и к психологам, отношение довольно неоднозначное. Многие считают, что им не нужна помощь таких специалистов, а цель всех этих консультаций в том, чтобы заработать денег на простачках. Результата все равно не будет и, вероятно, станет еще хуже после “промывания мозгов”.

Ситуация с психологами постепенно меняется, все больше людей признают, что у них есть психологические проблемы, и стремятся их решить. Возможно, и коучинг скоро станет более популярным.

Отличие коучинга от смежных видов деятельности

  • Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам без учета индивидуальных особенностей каждого.
  • Тренинг предусматривает получение стандартного решения конкретной задачи, например, приобретение определенного навыка. Коучинг используют тогда, когда готового решения задачи нет. Цель коуча — организовать процесс и задавать нужные вопросы, чтобы клиент нашел тот результат, который будет подходить конкретно ему для решения его задачи.
  • Наставничество или менторство — это метод обучения, при котором более опытный и мудрый коллега (ментор) передает свой профессиональный опыт и знания молодому специалисту, оказывает ему помощь и поддержку в адаптации к профессиональной деятельности, дает советы и показывает личный пример. Коучинг же направлен на развитие навыков, повышение эффективности за счет развития осознанности, мотивации и ответственности.
  • Психотерапия нацелена на прошлое человека, пережитые им психологические травмы и использует их в качестве ресурса для выявления источников уже существующих проблем. В центре внимания коуча настоящее и будущее человека как целостной личности.
    Коучинг обращается к прошлому человека лишь для напоминания о прошлых успехах, дающих ощущение уверенности в собственных силах. Коучинг не решает проблему, а превращает ее в жизненную задачу, решаемую с помощью личных ресурсов. В терапии клиент задается вопросом «Почему это произошло?», а в коучинге «Как я могу это решить?»
  • В консультировании предполагается, что клиент не знает и занимает роль ученика, а консультант знает и занимает роль эксперта. Консультант занимает ведущую роль в проектировании будущего клиента, контролирует и корректирует его проект. Коуч же не дает советов, наоборот, он верит в безграничные возможности человека и помогает ему раскрыть собственный потенциал.

Этапы развития коучинга

Согласно одной из легенд, прародителем коучинга был древнегреческий философ Сократ.

Именно благодаря Майевтике — методу задавания вопросов, его относят к одному из первых коучей. предполагает извлечение скрытых в каждом человеке знаний с помощью наводящих вопросов.

На самом деле основоположником современного коучинга считают Тимоти Голви — преподавателя Гарвардского университета и тренера по теннису.

В 1974 году он издал книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой использовал слово «внутренний» при описании внутреннего состояния игроков. По словам Т. Голви: «Соперник в собственной голове куда страшнее того, что находится рядом на гольф-поле».

Он разработал революционную методику обучения игре в теннис, когда тренер помогает игроку избавиться от внутренней неуверенности и выпустив свои скрытые возможности, самостоятельно найти собственный, лучший путь развития своих способностей для достижения результата. Вследствие такой деятельности у человека появляется естественная способность эффективно учиться на собственном опыте и достигать поставленных целей.

Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство со стороны, что ограничивает полное раскрытие потенциала человека. Этот метод стал применяться в разных сферах деятельности человека. Позже Голви перенес эту методику в бизнес. Она стала называться коучингом. Применение метода внутренней игры в бизнесе заключалась в поиске лучших способов управления изменениями.

Финансовый аналитик Томас Дж. Леонард считается создателем и основателем лайф-коучинга, так как начал использовать коучинг при работе с личностью.

В конце 80-х годов он объединил бизнес, психологические, философские, спортивные и духовные концепции для создания процесса развития людей в личной и в профессиональной сфере.

Джон Уитмор — ученик Т. Голви. Он основал школу тенниса и лыжную школу в Альпах, обучение в которых базировалось на принципах «внутренней игры» Т. Голви.

Джон Уитмор развил идеи Т. Голви в применении к бизнесу и менеджменту, ввел термин «коучинг» в бизнес-менеджмент и разработал одну из наиболее часто используемых и известных моделей в коучинге — GROW.

Таким образом, Т. Голви, Томас Дж. Леонард и Джон Уитмор считаются ключевыми фигурам в истории коучинга. Коучинг стал популярен в США и затем во всем мире именно благодаря им. Также, весомый вклад в развитие коучинга внесли Маршалл Голдсмит — один из наиболее известных коучей, топ-руководителей в мире и Мэрилин Аткинсон — основательница и президент Международного Эриксоновского Университета.

Кому подходит

В эту профессию может прийти человек из любой сферы деятельности. Обучение психологии и практика в этом вопросе, конечно, не помешают, но главная задача коуча – раскрыть внутренние способности подопечного. Это при определенном таланте может сделать и педагог, и бизнесмен, и спортсмен, и управленец.

Тренер должен знать различные методики и инструменты, с помощью которых можно мотивировать группу людей или отдельного индивидуума на самопознание и саморазвитие. Этому всему учатся на специальных курсах

Очень важно наличие жизненного опыта, ведь именно на личность наставника ориентируется подопечный, им он вдохновляется.

Личные качества специалиста не менее важны. Для успешной работы необходим такой набор свойств:

  • интеллект и эрудированность в разных вопросах;
  • коммуникабельность, умение слушать и устанавливать доверительный контакт с клиентами;
  • умение анализировать полученную информацию и делать правильные выводы;
  • креативность и гибкость;
  • искреннее желание помочь человеку;
  • уверенность в своих силах и позитивный взгляд на жизнь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • ответственность и наблюдательность.

Настоящий коуч постоянно стремится к развитию своих профессиональных навыков и углублению знаний. Чтобы держаться на плаву, нужно постоянно учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector